Георгий Жуков: «Внезапность нападения гитлеровских войск на СССР была придумана Сталиным».
С докладом: «СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ВОЕННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ» выступил Георгий Константинович Жуков на Пленуме ЦК КПСС 1956 года. Для одобрения своей эпохальной речи проект направляется рецензентам товарищу Хрущеву Н.С., тов. Булганину Н.А. и тов. Шепилову Д.Т. Георгий Константинович просит товарищей по партии «просмотреть и дать свои замечания».
Буквально с первой страницы этого документа сквозит: я не виноват – это все ОН.
Поскольку проект речи был адресован трем товарищам по партии, то от их имени вопросы будет задавать рецензент. Цитируемый текст от имени самого маршала. И мой рерайт данного проекта выступления.
Жуков. Товарищи! В своем выступлении я хочу доложить Пленуму ЦК о состоянии и задачах военно-идеологической работы. Главным недостатком во всей военно-идеологической работе у нас в стране до последнего времени являлось засилие в ней культа личности.
Рецензент: Правильно, именно с этого и нужно начинать Ваш доклад.
Рерайтер. Жуков подчеркивает, что у некоторых товарищей возникло мнение о нецелесообразности дальше и глубже ворошить вопросы, связанные с культом личности, так как дальнейшая критика культа личности, наносит вред делу партии и нашим Вооруженным Силам. Автор категоричен, он считает, что подобные настроения не должны расходиться с решением XX съезда партии. Инициатором и докладчиком о культе Сталина, как мы помним, был Н.С. Хрущев.
Жуков: Как известно, особенно широкое распространение культ личности приобрел в вопросах, связанных с Великой Отечественной войной. Отдавая должное заслугам, энергии и организаторской деятельности Сталина, я должен сказать, что культ личности Сталина в освещении войны приводил к тому, что роль нашего народа, Партии и Правительства, наших Вооруженных Сил принижалась, а роль Сталина непомерно преувеличивалась.
Рерайтер: Докладчик продолжает, что перед войной народу внушалось превратная картина о готовности страны дать сокрушительный отпор любому агрессору. Восхваление военной мощи вводило народ в заблуждение, от чего возникали опасные настроения легкости победы в будущей войне.
Выходит, даже народу рассказывали о военной тайне внезапного нападения. Чего нам бояться, когда мы на любой удар врага можем ответить тройным ударом. Как заключает полководец, была одна серьезная опасность в такой пропаганде, она «несомненно, притупляла бдительность советского народа».
Одним словом, народ расслабили! И он слабо готовился к обороне своего отечества.
Рецензент: Простите, а откуда шла информация о том, что страна находится в постоянной готовности и готова сокрушить любого агрессора? А разве страна была не готова?
Жуков: Что и явилось одной из решающих причин тех крупных военных поражений и огромных жертв, которые понесла наша Родина в начальный период войны.
Рерайтер: Плохой у нас народ, не готовился к войне. За что и поплатился миллионами своих жизней.
Докладчик ссылается на предвоенный период на плохое вооружение войск на плохую организацию, а «противовоздушная оборона войск и страны была на крайне низком уровне». Очень мало механизированных соединений и только к концу 1941 года было решение сформировать 15 механизированных корпусов за счет замены кавалерийских соединений, но время уже было крайне запоздалым.
Рецензент: Хвастливые заявления со стороны правительства? Кто предоставлял данные в СМИ? Опять-таки кто планировал о количестве механизированных подразделений? Но у вас имелись прекрасные танковые батальоны, и даже дивизии?
Интересный вопрос Вы подняли об авиации, почему она базировалась в большом количестве в приграничных аэродромах? Вы сами говорите о скученности.
Зенитная артиллерия. Абзацем ранее Вы сказали, что она была «на крайне низком уровне», а сейчас говорите, что зенитная артиллерия «была очень плохо обеспечена тягачами». Так по этой причине авиация «попала под удар», не успев взлететь?
Вы говорите: «Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск». Хороший ответ, только к нему следует сразу вопрос: а почему эта артиллерия оказалась захваченной противником в виде ценных трофеев?
Жуков: У Генерального штаба не было законченных и утвержденных Правительством оперативного и мобилизационного планов.
Рецензент: Вам вверили руководство вооруженными силами страны, а Правительство должно утверждать ваши тактические планы? Может оно должно и разработать эти планы за вас? Планы – это бумага, а где были ваши реальные действия в защите рубежей страны?
Рерайтер: Далее, докладчик ссылается на нехватку материальных резервов, на нехватку военных кадров, начиная от командующих полков, дивизий и войсками округов, включительно, которые неоднократно сменялись в связи с арестами.
Рецензент: А Вы, товарищ Жуков не подписывали указы о снятии с должностей указанных командиров?
(При аресте командующего Западным особым военным округом Героя Советского Союза генерала армии Д.Г. Павлова, стояла подпись Жукова.)
Рерайтер: Взгляд в пол, ответа нет…
Докладчик говорит о слабой подготовке страны и армии в ходе советско-финляндской войны.
И вот, пожалуй, переход к кульминационному моменту, почему проспали начало нападения.
Жуков: Вследствие игнорирования со стороны Сталина явной угрозы нападения фашистской Германии на Советский Союз, наши Вооруженные Силы не были своевременно приведены в боевую готовность, к моменту удара противника не были развернуты и им не ставилась задача быть готовыми отразить готовящийся удар противника, чтобы, как говорил Сталин, "не спровоцировать немцев на войну".
Знал ли Сталин и Председатель Совнаркома В.М.Молотов о концентрации гитлеровских войск у наших границ? - Да, знали. Кроме данных, о которых на XX съезде доложил тов. Н.С. Хрущев, Генеральный штаб систематически докладывал Правительству о сосредоточениях немецких войск вблизи наших границ, об их усиленной авиационной разведке на ряде участков нашей приграничной территории с проникновением ее вглубь нашей страны до 200 километров. За период январь-май 1941 г. было зафиксировано 157 разведывательных полетов немецкой авиации.
Рерайтер: Как бы понимая, что раскрытием информации о неоднократных залетов немецкой авиации вглубь нашей территории, он ставит под удар себя, далее, добавляет следующее.
Жуков: Чтобы не быть голословным, я оглашу одно из донесений Начальника Генерального штаба Главе Правительства тов.В.М. Молотову:
«Докладываю о массовых нарушениях государственной границы германскими самолетами за период с 1 по 10.4.1941 г. Всего за этот период произведено 47 нарушений госграницы».
Рерайтер: Далее следует некоторое уточнение о том, что оказывается, «на глубину 90-200 км от госграницы» залетали, и истребители, и даже бомбардировщики.
Докладчик из сказанного делает вывод: «немцы производят как визуальную разведку, так и фотографирование».
Докладная направлена «II апреля 1941 г. № 503727».
Рецензент: Скажите, тов. Жуков, была ли направлена докладная руководству страны, когда первый самолет агрессора пересек границу СССР? И второй вопрос: с какой целью, летали истребители и бомбардировщики над нашей территорией и почему они летали безнаказанно?
Рерайтер: поскольку докладчик отмалчивается, то на эти вопросы отвечу я. В принципе Жуков знает, с какой целью они летали, и говорит об этом – «визуальная разведка и фотографирование». А вот почему безнаказанно…?
Докладная направлена 11 апреля, а Жуков сам говорит, что нарушения границы начались еще в январе 1941 года.
На 200 км самолеты потенциального агрессора залетают вглубь страны с целью разведки, а начальник Генерального штаба думает: А чё это немецкие самолеты не долетят до Кремля, хотя бы посмотреть на них, что они из себя представляют.
Обычно в таких случаях существует негласный закон: после первого полета над чужой территорией приглашают посла и вручают ему ноту протеста. Чтобы такого не было впредь – второй самолет будет сбит. Как он будет сбит, зенитками или штурмовиками, это наше дело.
Опираясь на проект Жукова можно констатировать, что граница не на замке, а настоящий проходной двор.
В связи с этим уместно скопировать еще одну запись из директивы, поступившей утром 22 июня из Генерального штаба в округа: «перед рассветом 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать» [2].
Вместо того чтобы поднимать авиацию в воздух ее следует «тщательно замаскировать». От кого маскировать, если все ваши аэродромы уже тщательно нанесены на карты противника для первого удара. Что и произошло, все пограничные аэродромы, все штабы и скопление войск были разгромлены и сожжены в первый же день войны.
На месте Хрущева, получив данный проект, нужно было не выносить его на обсуждение, а сразу открывать уголовное дело из-за одного только этого куска текста, где начальник Генерального штаба признается в своем бессилии управлять войсками и, не стесняясь, валит вину на Сталина.
Уважаемые читатели, у меня нет информации о том, может была договоренность между СССР и Германией, о взаимных разведывательных полетах над чужими территориями, и наши самолеты тоже летали над германской территорией?
(Что мало вероятно)
Продолжение по изучению доклада в следующей статье.
Статьи по теме:
1. Брестская крепость и в чем Сталин обманул Гитлера? https://zen.yandex.ru/media/id/5e105c77433ecc00ae3fb37d/brestskaia-krepost-i-v-chem-stalin-obmanul-gitlera-5e9d7adc2b5f267d73aeb53e
2. Брестская крепость и внезапность нападения https://zen.yandex.ru/media/id/5e105c77433ecc00ae3fb37d/brestskaia-krepost-i-vnezapnost-napadeniia-5ea1b301d836344f31c7f8fe
Источники.
1. Проект выступления Георгия Жукова на Пленуме ЦК КПСС 1956 года, RG.ru https://rg.ru/2013/03/13/jukov.html
2. Викитека, Директива № 1 от 21 июня 1941 года / https://clck.ru/NAaM4
Не забывайте подписываться на канал и всем здоровья.