Найти тему
Parnas on-line gallery

Куда пропали руки Венеры Милосской? И было ли это злым умыслом?

Оглавление
Венера Милосская. Фрагмент. Фото из свободных источников
Венера Милосская. Фрагмент. Фото из свободных источников

Культовая античная скульптура богини любви известна практически всем, ведь она является абсолютным символом идеального древнего искусства.

Идеального, значит, полностью отражала ценности эпохи, в которой была создана. Эти ценности способны отметить и мы, несмотря на то, что богиня дошла до нашего времени слегка покалеченная.

Негодование современных искусствоведов в том, что травмировали великую статую не в древности, это сделали во время раскопок на острове Милос (отсюда и название – Милосская). Некоторые исследователи даже видят злой умысел в том, что с ней произошло, хотя и весьма сложно поверить, что кто-либо мог отломить от древности ее части ради наживы (о чем это мы, в это как раз легко поверить).

Автор (вероятно): Александр Антиохийский. Венера Милосская. Около 130–100 до н. э.
Мрамор. Высота 2,02 м. Лувр, Париж
Автор (вероятно): Александр Антиохийский. Венера Милосская. Около 130–100 до н. э. Мрамор. Высота 2,02 м. Лувр, Париж

В любом случае, другой версии скульптуры мы не знаем, и более того, не хотим знать. В наше художественное сознание Венера вошла уже безрукой, нам сложно представить, как она выглядела до их потери, а все попытки реконструкции недостающих частей просто провалились по той причине, что она теряла прежний облик.

Ученые утверждают, что какой бы вариант рук они ни пририсовывали Венере, она становилась уродливой. Для древних греков это было бы странно, ведь создали ее, изначально , с конечностями.

Место, где была найдена статуя
Место, где была найдена статуя

В 1820 г. греческий фермер острова Милос обнаружил в древних руинах нечто интересное. Тогда подобные культурные объекты еще не охранялись, поэтому черные археологи, да и просто бездельники, могли копаться в археологических памятниках сколько угодно (если по-тихому).

Определить автора помог постамент, который изначально был у статуи, но затем бесследно исчез. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому (или Агесандру), который мог работать над ней между 130 и 100 г. до н.э.

Венера Милосская. Фото из свободных источников
Венера Милосская. Фото из свободных источников

Нашедшие Венеру уже в 19 веке, просто потеряли голову. Из-за нее чуть не разгорелся настоящий политический конфликт. Одна сторона срочно пыталась вывести ценность в Стамбул, другая во Францию. Началась битва, в которой Венера как раз и лишилась рук.

Античная статуя рухнула на землю в процессе дележке и конечности откололись. А затем, неожиданно и бесследно пропали. Так что прибыла она ко двору французского короля уже примерно в таком виде, в каком мы знаем ее сейчас.

Спустя много лет, в 1964 году профессор из Стамбула Ахмед Ресим объявил, что руки хранятся в частной коллекции и если Венера переедет в Турцию, человечество, наконец, обретет знание о ее утраченном облике. Но в этом, естественно, было отказано.

Венера Милосская. Фрагмент. Фото из свободных источников
Венера Милосская. Фрагмент. Фото из свободных источников

Доподлинно неизвестно, что из себя представляла Венера изначально. В процессе расследования, удалось выйти на тех самых людей, что видели ее в момент раскопок. Кто-то утверждал, что Венера в руках держала яблоко. Такая деталь отсылает нас к античному сюжету с судом Париса, где Венера была признана самой красивой из Богинь.

Венера Милосская. Вариант реконструкции. Фото из свободных источников
Венера Милосская. Вариант реконструкции. Фото из свободных источников

Если яблоко и было, то оно не только мифологически оказалось «яблоком раздора». Желание обладать великолепным шедевром до сих пор не дает сторонам договориться о перемирии.