Найти в Дзене
Дмитрий Новгородов

На яхте из Каспийского моря в Черное (IV часть)

Продолжаю публикацию о перегоне парусного катамарана из Казахстана в Болгарию, из прошлых публикаций вы знаете, что мы поднялись вверх по Волге и остановились в Волгограде на ночевку. Утром следующего дня нам надо было посетить бассейновое управление Волго-Донского канала для получения разрешения на проход. Главная проблема заключалась в том, что катамаран зарегистрирован в Казахстане, а это уже заграничное судно, хоть и все говорят об упрощенной процедуре прохода ВВП (внутренних водных путей), лодками Таможенного Союза – не верьте, все не так просто. Первое и самое главное правило – судам под иностранным флагом разрешено проходить ВВП РФ либо с русским лоцманом (что стоит немалых денег), либо с русскоговорящими шкиперами, обладающими правами ГИМС, причем при круглосуточном движении их должно быть двое (две вахты в сутки по 12 часов каждый), что и было у нас на катамаране – такие права были у меня и у Лариона (оба вписаны в генеральную нотариальную доверенность на лодку). Вот вдвоем

Продолжаю публикацию о перегоне парусного катамарана из Казахстана в Болгарию, из прошлых публикаций вы знаете, что мы поднялись вверх по Волге и остановились в Волгограде на ночевку. Утром следующего дня нам надо было посетить бассейновое управление Волго-Донского канала для получения разрешения на проход. Главная проблема заключалась в том, что катамаран зарегистрирован в Казахстане, а это уже заграничное судно, хоть и все говорят об упрощенной процедуре прохода ВВП (внутренних водных путей), лодками Таможенного Союза – не верьте, все не так просто. Первое и самое главное правило – судам под иностранным флагом разрешено проходить ВВП РФ либо с русским лоцманом (что стоит немалых денег), либо с русскоговорящими шкиперами, обладающими правами ГИМС, причем при круглосуточном движении их должно быть двое (две вахты в сутки по 12 часов каждый), что и было у нас на катамаране – такие права были у меня и у Лариона (оба вписаны в генеральную нотариальную доверенность на лодку). Вот вдвоем поутру, мы и отправились получать разрешение на проход канала. Его контора находится недалеко от первого шлюза, но с другой стороны от места нашей стоянки – пришлось потопать немного ножками, но главное - надо было успеть все сделать до обеда. Нас приняли достаточно быстро, попросили заполнить необходимые бумаги, показать наши документы, что-то откопировать и оставить у них, и главное заплатить за проход 8 с лишним тысяч рублей, что для нас стало неожиданностью. Расчет за проход производится исходя из габаритных размеров плавсредства и….страны регистрации судна, напоминаю – мы иностранцы. Так вот, если бы на корме нашего катамарана был российский флаг, то за проход всего канала мы бы заплатили 88 рублей!!! (фантастика, если учесть, что часто мы шлюзовались в камере вообще одни). Затем был инструктаж у главного диспетчера и пожелание «счастливого плавания» в их канале, что собственно и подтвердилось в дальнейшем (об этом ниже)…Ну а мы поспешили обратно и сразу по прибытии на катамаран получили разрешение на вход в шлюз.

-2

Шлюзование на Волго-Доне оказалось очень приятным – на всех шлюзах нас ждали (спасибо руководству канала), при подходе мы докладывали по рации диспетчерам, которые почти сразу зажигали зеленый свет в подходном канале, и мы без остановки влетали в камеру шлюза (она, как правило, была уже готова нас принять). Немного о технологии – при подходе к шлюзу надо по рации вызвать диспетчера (номер канала надо знать заранее), и запросить «добро» на шлюзование. Если сделали все правильно (заранее подали заявку и согласовали проход с главным диспетчером), то на всех шлюзах будет примерный график прохождения всех судов (включая вашу яхту) и диспетчер будет «подгадывать» заполнение камер шлюза водой таким образом, чтобы за один цикл (заполнения / опорожнения) в камере всегда находилось судно. Подобная работа удобна, в первую очередь, для шлюза, т.к. они не гоняют его «вхолостую», ну а для вас это «респект и уважуха», т.к. вы на маленькой яхте ведете себя, как «профи» на большом пароходе. Именно так мы прошли все шлюзы, кроме одного, но о нем будет отдельный рассказ. Бодро проскакивая шлюз за шлюзом, мы не заметили, как стало темнеть – надо искать ночлег. Возле каждого шлюза есть места для якорной стоянки, и они обозначены на картах и в лоции – там и надо отдыхать, что мы и сделали. Единственное, что мы не сделали – это не уведомили диспетчеров шлюза, что ночью мы к ним не пойдем. Вот тут и выполз наш «первый косяк» - они нас попросту потеряли, вроде шли бодро, торопились, и вдруг раз и нет катамарана. Это нам аукнулось на следующее утро – мы сбили их план по заполнению камер, и нам пришлось ждать у каждого следующего шлюза, разрешения на вход. Правда после обеда опять все наладилось, и мы бодренько проскочили еще несколько шлюзов (всего их 13, длина канала – 101 км). Сам канал достаточно узкий, для катамарана с 7,5 м. ширины, так что расхождение со встречными судами бывало затруднительным. Еще надо учесть, что минимальная глубина всего 3,5 м, а у берега и того меньше – в общем расслабляться на вахте не приходилось. Дополнительную «головную боль» доставляли рыбаки, которые закидывали свои удочки аккурат поперек и без того узкого русла, и надо было внимательно следить, чтобы их лески не намотались нам на винты. Однажды, как раз на моей вахте, это случилось. Правда, намотали не лески, а водоросли, которые намертво застопорили винты – пришлось нырять с ножом и все освобождать. Особую штурманскую задачу надо было решать на водохранилищах, которые входят в систему канала.

-3

Там проблема была в навигационной обстановке – иногда на фарватере не было привычных бакенов, а безопасный проход обозначался кормовыми или носовыми створами. Тут правило такое – потерял бакен – верти головой и ищи створ на берегу, других вариантов нет. Кстати на картах и в лоции этого может не быть, т.к. навигационную обстановку делают заново каждый год после ледохода. В остальном жизнь на борту была четко расписана и текла своим чередом, никаких приключений за проход Волго-Донского канала не случилось.Однако после Волгодонска на пути в Ростов на Дону есть еще три шлюза Николаевский, Константиновский и Кочетковский - вот последний нам и запомнился. Все началось с того, что подошли мы к нему уже в сумерках и договорились с диспетчером по рации, что в 4 утра, после восхода солнца мы будем шлюзоваться. Дело сделано – поужинали и спать, я, как всегда, планировал подъем на «собачью вахту», поэтому ушел отдыхать пораньше. Еще не было 4 утра (было еще темно, но я уже одевался), как вдруг раздалась мощнейшая сирена с проходящего теплохода и по катамарану стал шарить луч прожектора. Особо стойкие члены экипажа даже не проснулись, или сделали вид, что не проснулись. Мы со вторым капитаном выскочили на мостик и давай осматривать катамаран на предмет посадки на мель, открывшейся течи, разлива нефтепродуктов и прочих ЧП. Все оказалось проще – диспетчер начал по рации нас запрашивать за полчаса до входа в шлюз и, не услышав ответ (все спали), попросил проходящее судно «нам посигналить». Пока в суматохе мы все это выясняли, солнце уже встало, и на наш запрос диспетчеру шлюза, получили ответ – ждите, ваше время было в 4 утра, вы вовремя не ответили, теперь шлюз занят. Ждать пришлось 4 часа…, только в 8 утра нас приняли и то после наших настойчивых просьб о шлюзовании. Вот такой урок нам преподали, мораль – если к вашей яхте относятся, как к большому пароходу (с круглосуточными вахтами и пр.), то старайтесь соответствовать. На флоте, особенно речном, разгильдяйства не терпят. Наконец миновав этот шлюз, мы на «полных парах» поспешили в Ростов – там хотели переночевать и попрощаться с одним (двумя) членами экипажа. На переходе до Ростова попали в настоящий речной шторм с ветром в нос, который даже большие танкеры поставил на якоря (при сильном ветре их может сбросить с фарватера в крутом повороте русла или навалить друг на друга при расхождении в узкостях). Последним приключением на Дону было рандеву с катером, принадлежащим администрации последних трех шлюзов, для оплаты прохода через них. Услышали (по рации) и увидели на реке мы его одновременно, встать лагом друг к другу не составило труда, и прямо на ходу (в нашу сторону), мы заплатили наличные за проход, получили квитанцию (все «чин по чину»), и пошли в Ростов на Дону, никем и ничем не задерживаемые…