Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Библейские герои веры. Иуда

Если спросить, кто в Библии самый главный негодяй, то мало кто назовет Понтия Пилата. Большинство его понимают – работа такая. Зато почти все точно назовут самого плохого человека на свете - Иуду Искариота. Уж о чем, о чем, а о тридцати сребрениках – символе предательства, все знают.

Только справедливо ли это? Я предлагаю разобраться с первоисточником в руках. Вот что Библия об этом говорит:

Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: в том числе Иуду Искариота, который и предал Его. Мк. 3:13-19, Лк. 6:13-16
Мария же, взяв драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ин. 12:4-6
…возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению… Мф. 26:12
Первосвященники искали, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, и он пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его им не при народе. Лк. 22:1-6 Мф. 26:14-16
И вот Иуда пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин. Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. Мф. 26:47-50
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Мф. 27:3-5
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его… Деян. 1:15-18

Вот то, что Библия говорит нам об Иуде.

Я не подвергаю сомнению истинность Библии, но я подвергаю сомнению истинность общепринятого ее толкования. Все толкования без исключения даны конкретными людьми и под воздействием конкретных обстоятельств. Были ли эти люди движимы Духом Святым, или руководствовались собственными интересами – не знает никто.

Более того, сама Библия не навязывает своего мнения о конкретных людях и ситуациях, насколько они плохи или хороши. В ней рассказывается так, как оно было на самом деле, оставив сделать выводы самому читающему. Сложилось слишком много традиций и догм, разработанных однажды кем-то из профессиональных толкователей и комментаторов, и принятых за истину теми, кто не хочет ничего исследовать, а хочет быть как все. То есть большинством. Им так жить удобнее.

Кем был Иуда? Одним из двенадцати учеников, избранных лично Христом. Ничем особенным он из них не выделялся. Разве что был казначеем, кассиром на современный лад, или бухгалтером. То есть работал каждый день, в отличие от остальных, которым если говорил Иисус что-то делать, то делали, а если не говорил, то не делали ничего.

А на счет миропомазания, так это профессионально. Каждый распорядитель средств назовет это непроизводительным и ненужным расходом. И что значит, живого готовить к погребению? Это тоже самое, что пить каждый день, чтобы не пропустить тот день.

Что же произошло дальше. Дьявол вошел в Иуду. Образно можно сказать, что Иуда получил укол сильнодействующего наркотика, и под его воздействием совершил предательство.

В общем-то даже не совсем и предательство. Выследить Христа, который въехал пять дней назад в Иерусалим на осле, сопровождаемый толпой, и устроил дебош в Храме, было делом не сложным. Тем более, что Он и не прятался. Для Иуды это было просто вопросом совести и не более. Тем не менее, когда дьявол освободил его, можно сказать, когда действие наркотика закончилось, осознав содеянное, он раскаялся. Более того, он бросил сребреники, пошел и удавился.

Теперь посмотрим, как поступали остальные, так называемые апостолы. Во-первых, они проявляли какое-то патологическое неверие даже в те вещи, которые иначе как чудом просто не назовешь. Давайте назовем основные чудеса Христа:

- Накормление пяти тысяч людей пятью хлебами. Мк. 6:41,42
- Воскрешение из мертвых Лазаря, на четвертый день после смерти, уже похороненного. Ин. 11:43,44
- Восстание праведников из могил, свободно бродящих по Иерусалиму и окрестностям. Мф. 27:52,53

Что, каждый день и на каждом шагу ломают пять буханок хлеба и эти пять размножаются в геометрической прогрессии чтобы накормить дивизию, ежедневно оживают на четвертый день после похорон, которым, кстати говоря, могло предшествовать бальзамирование, то есть, вынимание из тела отдельных или всех внутренностей, и наконец, постоянно появляются на городских улицах давно умершие люди, чьи кости давно сгнили?

Неужели этого недостаточно было для апостолов, чтобы поверить в Божественную силу Христа? Да пьяному ежу было бы больше чем достаточно, но только не апостолам. Тем более, что в тот момент вера ни к чему их не обязывала. Христос же ясно сказал, что пока Он рядом, то ничего плохого с ними не случится. Так нет же, уперлись как фарисеи. Ну ладно, у фарисеев были на то свои причины – а апостолам то чего не верить?

Во-вторых, они все были лодыри и бездельники. Всего раз за три с половиной года они собрались половить рыбу, и то ничего не вышло. Они могли хоть что-то делать только тогда, когда ими Иисус руководил. Один Иуда работал каждый день без понуждения, хотя бы тем, что денежный ящик носил.

Допустим, воскресение и последующее вознесение Христа было несколько смазанным, в смысле не совсем публичным. Также как, например, воскрешение дочери начальника синагоги, исцеление слепого, преображение и хождение босиком по воде. Видели это немногие.

Возможно, христианство распространилось бы гораздо быстрее и с меньшими потерями, если бы все это произошло на глазах непосредственно у римского императора. Но возможно, кстати, и нет, многие считали и считают, что по-настоящему жизнеспособна только религия, доведенная до абсурда. Например, так считал богослов Тертуллиан. Именно ему приписывается афоризм: «Верую, потому что это абсурдно».

Это все спорные догматические вопросы. Об этом лучше всего сказано не в Библии, а в Коране, в том смысле, что когда мы будем у ног Аллаха (в день воскресения), то Он объяснит нам, в чем именно мы расходились во мнениях. Сура 16 аят 92.

В-третьих, как они себя повели. Ну ладно, Петр усомнился, что может ходить по воде. В общем-то понятно, ведь он был рыбаком и знал на опыте, что ходить по воде не получается.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? Мф. 14:28-31

То, что он трижды отрекся от Христа, тоже можно оправдать человеческой слабостью.

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Мф. 26:34, 69-75

Но вот потом, после распятия, сказал что пойдет ловить рыбу, и все остальные апостолы пошли с ним.

Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Ин. 21:3

Как будто три проведенных вместе с Христом года были всего лишь затянувшимся сафари.

А вот что Петр говорит об Иуде уже после Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа:

…расселось чрево его, и выпали все внутренности его. Деян. 1:18

Евангелист Матфей просто констатирует факт, а Петр смакует, злорадствует. Матфей раньше был мытарем, то есть тем еще негодяем, и то у него язык не повернулся. А Петр, добропорядочный гражданин, и как при этом старается, по существу строит свои карьеру на крови брата своего.

Далее он обвиняет апостола Павла в неудобовразумительности. 2 Пет. 3:16. Но ведь Павел говорит все понятно, то есть Петр ищет компромат. А потом еще наезжает на вновь обращенных из язычников, навязывая им свои иудейские порядки. В общем и целом, натура Петра насквозь гнилая. Да, он избранный Христом апостол, но из всех ослиц тоже избрана именно ослица Валаама, хотя она ничем особым от остальных ослиц не отличалась. Чис. 22:23-30.

А Иоанн? Он обвиняет Иуду в воровстве. Но ведь не поймал за руку и не обличил хотя бы перед Учителем. Тем более что в Нагорной проповеди Иисус очень ясно разъяснил, как следует поступать в подобных случаях. Сначала скажи наедине, потом при свидетелях, затем всем. Нет, он написал об этом в Евангелии тогда, когда все мыслимые сроки давности прошли, все очевидцы умерли, и опровергнуть его уже было некому. Как назвать после такого этих апостолов? Лицемеры, гробы окрашенные.

И чего стоят любые толкования, осуждающие Иуду? Гроша ломаного не стоят. Все остальные апостолы получили Божественную силу только в день Пятидесятницы, а сами по себе как люди – образ и подобие Бога, ничего из себя не представляли. С этой стороны они все не более чем медиумы, ретрансляторы, чревовещатели, временно открытые порталы. Но ведь и ослица Валаама заговорила, и понадобится «камни возопиют».

Павел - другое дело – он был именно призван Богом на конкретное служение – подобно Иеремии или Моисею. Но он не был одним из двенадцати и был призван к служению уже после вознесения Христа. Поэтому его в этом контексте было бы рассматривать не совсем правильно.

Из всех двенадцати только Иуда поступил как истинный человек, как подобие Бога. Он не спрятался за толпу, группу, структуру – я как все, я только выполнял приказ – нет, он поступил, как считал нужным, независимо ни от чьего-то мнения. Тем более, что никто его к этому не принуждал. Он не стал искать выгоду и наживаться за счет ближнего. Он сам оценил свой поступок и принял решение.

А мы поступаем в основном как? Мы делаем как все, или руководствуясь чужим мнением, или на всякий случай, как бы чего не вышло. Как часто мы, подобно Павлу, хорошее делать хотим, но не делаем, а плохого не хотим, но делаем. Говорим – бес попутал, но ничего не хотим исправлять.

У Бога есть нечто вроде плана для каждого человека, или некий коридор его пути от жизни до смерти. Выйти за пределы заданного коридора человек не может. Но внутри коридора он свободен в выборе и сам принимает решения. Именно это я и хотел донести рассказом об Иуде. Сравните, какой путь выбрал он, и какой остальные апостолы.

Апостол Павел привел положительный пример жителей Верии, которые приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Деян. 17:10,11

Точно также и нам следует все исследовать – точно ли это так. Именно в этом, в данном контексте, состоит путь христианина.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят… Лк. 17:1
…впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. Лк. 22:22

То есть Иуда был запланирован, как агнец на заклание, сатана вошел в него по плану и по плану же он практически был доведен до самоубийства. А за что? Он жертва лицеприятия. Жертва Христа искупительная, а эта была зачем? Что бы изменилось, если бы все обошлось без Иуды, а Иисуса выследили бы сами первосвященники? Ничего. Он такой же безвинный страдалец, как и те, на кого упала башня Силоамская. Или жители Ханаана, которых Бог велел истребить только за то, что они там жили.

Почему он повесился, а не попросил прощенья у Иисуса:

- Это был его личный выбор. Возможно, он посчитал, что этого было бы недостаточно.
- Иисус был вообще-то арестован и постоянно находился под стражей.
- Петр тоже прощенья не попросил.

А когда кто в Библии просил прощенья? И в жизни тоже. Вы можете представить ситуацию, когда училка просит прощенья у школьника, офицер у солдата, полицейский у гастарбайтера, вертухай у осужденного? И я не могу.