Регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей производится регистрирующим органом, которым являются уполномоченные налоговые органы.
Адрес налогового органа, в который Вам необходимо обращаться для государственной регистрации ИП, можно уточнить с помощью сервиса «Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес» на сайте ФНС России по адресу: https://service.nalog.ru/addrno.do.
Перечень документов, которые необходимо представить для регистрации индивидуального предпринимателя, следующий:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001 (форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
б) копия паспорта гражданина РФ;
в) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства (в случае, если в паспорте нет отметки о месте жительства);
г) документ об уплате государственной пошлины. Размер госпошлины составляет 800 рублей. При направлении документов для регистрации ИП в форме электронных документов, подачи документов через МФЦ или нотариуса государственная пошлина не уплачивается.
В регистрирующий орган документы можно подать одним из следующих способов:
- направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- представить непосредственно в регистрирующий орган или МФЦ;
- направить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
- направить через нотариуса.
Если заявление и документы для регистрации ИП подаются непосредственно в налоговый орган или МФЦ, то заверять подпись на заявлении, а также копии документов нотариусом не нужно. Если заявление и документы для регистрации ИП Вы планируете направить почтой, то подпись заявителя и копии документов необходимо удостоверить нотариусом.
Заявление и документы может подать Ваш представитель. Для этого ему необходимо иметь в наличии нотариальную доверенность на осуществление таких полномочий.
Государственная регистрация ИП осуществляется в срок не более чем три рабочих дня. По истечении указанного срока регистрирующий орган отправит на электронный адрес ИП выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателе (ЕГРИП) в качестве документа, подтверждающего факт регистрации ИП. В бумажном виде Вы вправе получить такую выписку, обратившись в регистрирующий орган, если документы подавали лично в налоговый орган или отправляли в электронном виде. Если документы подавались через МФЦ или нотариуса, то такую выписку в бумажном виде можно получить соответственно в МФЦ или у нотариуса.
Информация о внесении записи в ЕГРИП размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет»: www.nalog.ru