Найти тему
Мир в Лицах

Фотографировал только девочек и бросил фотографию от стыда: факты и мифы о Льюисе Кэрролле

Оглавление

Он страстно увлекался фотографией, когда фотоискусство только зарождалось. И в выборе моделей у него были четкие предпочтения.

Писатель Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон)
Писатель Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон)

Льюис Кэрролл, он же Чарльз Доджсон, известен как писатель, создатель знаменитых сказок об Алисе и ее приключениях в сказочной стране. Куда меньше мы знаем о нем, как о фотографе, хотя это увлечение занимало значительную часть его жизни. И по утверждению профессионального фотографа и исследователя Хельмута Гернсхайма, он даже подумывал бросить все: и литературу, и преподавательство, чтобы заниматься только фотографией.

В 1949 году Хельмут Гернсхайм опубликовал книгу "Льюис Кэрролл - фотограф", в которой собрал воспоминания сестер писателя и его племянников, цитаты из писем и фотоработы, хранившиеся в семейном архиве Доджсонов. Книга была принята в обществе неоднозначно. Конечно, публика оценила новость о том, что известный писатель был еще и талантливым фотографом.

Однако его фотографии вызвали бурю осуждения и обсуждения. Что в них было не так? И правда ли что...

Льюис Кэрролл фотографировал только девочек

Неправда. Он был знаменитым портретистом своего времени и фотографировал многих известных людей. Сегодня его назвали бы "модным фотографом", а тогда, в середине XIX века, сняться у него считали за честь ученые, поэты и писатели, промышленные магнаты, даже члены королевских семей.

Еще он фотографировал семейные группы, пейзажи, животных и даже натюрморты. Высокую оценку его творчеству, как фотографа, дала королева Виктория, которая хоть сама и не побывала в его объективе, но отмечала, что работы Доджсона доставляют ей огромное удовольствие.

Эта фотография сделана Чарльзом Доджсоном, 1858 год
Эта фотография сделана Чарльзом Доджсоном, 1858 год

Любил фотографировать детей

Правда. И изменил отношение английского общества к детской фотографии. До Льюиса Кэрролла детей, конечно, фотографировали, вернее, делали дагерротипы. Но стоила эта услуга дороже, чем фотографирование взрослых, так как с ребятней было больше "возни". Сидеть неподвижно, смотреть в объектив несколько минут, - все это было мукой для детей, а значит, для фотографов и родителей.

Доджсон же подходил к процессу детской фотографии творчески и с любовью. Поэтому он быстро стал признанным в Великобритании детским фотографом. А в его сохранившемся фотоархиве более 80% снимков - детские.

Гертруда Дайкс на фото Чарльза Доджсона, 1862 год
Гертруда Дайкс на фото Чарльза Доджсона, 1862 год

Шел на уловки, чтобы "заманить" моделей в свою студию

Неправда. Никого заманивать в студию ему не приходилось, потому что слава об удивительном фотографе далеко перешагнула границы его города. К ему ехали и везли детей отовсюду, чтобы сделать красивые и необычные снимки. А необычность их была в том, что фотографии Доджсона получались живыми, а не постановочно-помпезными, как большая часть снимков той эпохи.

Свои первые кадры он делал на улице - обычно в Оксфордском парке. Потом он создал полноценную фотостудию на чердаке своего дома. Она была завалена игрушками, которыми дети с удовольствием играли. А еще, пока он готовил очередной снимок, он рассказывал своим маленьким моделям сказки.

Поэтому на его фотографиях у детей есть эмоции. Они смеются, капризничают, выглядят задумчивыми или печальными.

Заставить ребенка смеяться на фото мог только он  (Флора Ранкин, 1863 год)
Заставить ребенка смеяться на фото мог только он (Флора Ранкин, 1863 год)

Фотографировал моделей обнаженными

Правда. И именно этот факт стал причиной многих спекуляций и обвинений Льюиса Кэрролла в "нездоровом" отношении к детям. Но эти спекуляции возникли, спустя почти век после смерти писателя и фотографа.

В веке же XIX, как отмечает российский литературовед, доктор филологических наук Нина Демурова, дети в целом и девочки, в частности, не достигшие 14-летнего возраста, воспринимались асексуальными.

Ни дружба с ними, ни съемка "ню", ни переписка Льюиса Кэрролла со многими его маленькими друзьями не считалась преступным деянием и тем более показателем какого-либо психического отклонения. Его увлечение воспринималось в обществе, как невинная причуда. Тем более что за более чем 20 лет его работы в качестве фотографа, ни одна из моделей и ни одна из матерей не обвинили автора в аморальном поведении.

Марк Кин, 1863 год (это мальчик, а не девочка. В XIX веке в Англии мальчики до 7 лет носили платья)
Марк Кин, 1863 год (это мальчик, а не девочка. В XIX веке в Англии мальчики до 7 лет носили платья)

Бросил фотографию из-за стыда перед обществом

Скорее всего, нет. Посвятив фотографии более 20 лет жизни, он неожиданно оставил свое увлечение и никогда к нему не возвращался. Исследователи его творчества полагают, что причиной отказа Льюиса Кэрролла от любимого хобби стала техническая революция в мире фотографии.

Ему нравилось работать "мокрым коллодионным методом", который и был основным в тот момент, когда он увлекся фотографией. Спустя 20 лет "мокрую" технологию заменила "сухая". От автора уже не требовались былая скорость реакций и точность, оказались ненужными навыки, которые Кэрролл, очевидно, высоко ценил в процессе работы над снимком.

Искусство фотографии стало проще, доступнее широкому кругу людей, потеряло налет таинства и загадочности. Возможно, именно это и заставило Льюиса Кэрролла отказаться от хобби, хотя однозначного ответа на этот вопрос нет.

Кси Китчин, фото 1875 года
Кси Китчин, фото 1875 года

Не забудьте поддержать статью лайком и подписаться на канал. И до новых встреч на "Мире в лицах"!