Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
XX век и начало XXI века прославились ломкой всего и вся, вместе с действительно устаревшим и ненужным, зачастую уничтожая то, что составляет саму сущность человека и основы человеческой цивилизации. Политкорректность, толерантность, феминизм и прочий набор ничего не значащего трескучего бреда! Подмена понятий и утрата смысла многих устоявшихся речевых конструкций. Слова «фашизм», «коммунизм», «тоталитаризм», «тирания» практически утратили всякий смысл и превратились просто в ярлыки, которые удобно навешивать на оппонентов.
А с чего все это началось? Когда начался сам процесс всеобщего обмана? Для того чтобы увидеть это придется вернуться в седую древность и посетить Грецию VII в. до н.э. Именно тогда наступил кризис взаимоотношений между родовой аристократией, крестьянством, торговцами и ремесленниками. А для общего обострения ситуации, как вишенка на торте, происходит еще и переход к денежному хозяйству, который разом увеличил проблемы всех сословий.
Теперь все чаще и крестьянам приходилось платить за аренду земли деньгами, а не натуральными повинностями, что еще больше загоняет их в кабалу к крупным землевладельцам. На политическую арену понемногу начинают выходить представители торгово-ремесленного класса, но их дальнейшему усилению мешают архаичные обычаи, толкователями которых являются аристократы-евпатриды. Отсутствие записанных законов начинает мешать всем кроме представителей высшей аристократии, те извлекают из создавшейся ситуации немало выгоды.
Одним из результатов всеобщего недовольства создавшейся ситуацией и первой уступкой со стороны высшей знати является начало формирования писаных законов. Первые попытки создания писаного права были совершены не в материковой Греции, а в греческих колониях, там не так сильна была власть традиций и аристократии, как их носителя. Начало этого процесса относится ко второй половине VII в. до н.э. Согласно устной традиции первые писаные законы были созданы Залевком в италийских Локрах и Харондом в Катане.
Первые попытки не только привлекли к себе внимание всей Греции, но и послужили примером для подражания. В различных городах-государствах Греции происходят попытки написания собственных законов. На первых порах речь идет только о фиксировании и систематизации уже существующих в устной форме законов. О внесении изменений в соответствии с изменившейся экономической ситуацией пока нет и следа. Интересы торговцев и ремесленников продолжают игнорироваться, ведь у власти продолжают оставаться ревнители традиций аристократы.
Вновь написанные законы несколько облегчают положение крестьянства и, наоборот, с помощью запретов пытаются «тормозить» получение большего политического веса представителями ремесленно-торгового сословия. Запись законодательства, несколько успокоила страсти только в городах-государствах чисто земледельческого типа, там, где экономическое влияние еще оставалось в руках аристократии, а главным ее антагонистом выступало крестьянство.
Там же, где уже получили развитие торговля и ремесла ситуация только еще больше обострилась. В этом случае либо аристократам приходилось передать высшую власть человеку, пользующемуся всеобщим уважением и доверием, но не обязательно аристократу по рождению, назывался подобный правитель эсимнетом и был верховным законодателем и правителем. Либо все заканчивалось мятежом и установлением тирании. Впрочем, между эсимнетом и тираном найти разницу не всегда просто.
Изначально тираны приходили к власти, опираясь на сплоченную группу единомышленников или военную силу, командование которой было сосредоточено в их руках. Как ни удивительно, но тираны обычно не принадлежали ни к богатым торговцам, ни к разбогатевшим ремесленникам, ни, тем более, к крестьянам. Они были выходцами из класса аристократов-евпатридов, причем далеко не из последних евпатридов. Многие из них до того как захватить единоличную власть занимали должности пританов, стратегов или архонтов, то есть были высшими государственными чиновниками.
То есть тиранами становились не от нужды, а скорее от неуемного честолюбия и нежелания с кем-то делить власть. Что ж, нормальная человеческая черта. Как сказано в старом фильме: «Остаться должен только один!» Универсальная формула борьбы за власть, применимая хоть в столице, хоть в глухой деревне. Разумеется, другие евпатриды смотрели на подобного «выскочку» не слишком любезно. Может быть потому, что и сами хотели бы стать единоличными правителями.
Волей-неволей именно класс аристократов становился для любого из тиранов наиболее опасным и враждебным. Все прекрасно помнили историю того как евпатриды «подвинули» басилевса-царя и превратили его в верховного служителя культа. Бывшему тирану и такое «не светило», просто прирезали бы по-тихому. Поэтому именно на аристократов обрушивается лавина неприятностей. Они обкладываются налогами прямыми или косвенными, за малейшие попытки сопротивления летели с плеч головы и конфисковались земли и имения.
А поскольку тирану нужны сподвижники и сила, на которую можно опереться, то часть конфискованных земель доставалась крестьянам и мелким землевладельцам. Преданность демоса завоевывалась и судебными решениями, и принятием законов выгодных демосу, и заботой о благосостоянии широких масс. Несмотря на это основ существующего строя тираны обычно не трогали им, вполне достаточно было власти как факта и сторонников или родственников на всех значимых постах.
Как правило, тираны были людьми далеко не рядовыми в смысле человеческих качеств. Это были выдающиеся деятели, обладавшими мужеством и широким умом, личностями сильными, с резко выраженной индивидуальностью. Именно подобными качествами должен обладать человек рискнувший возвыситься над всеми и не убоявшийся всеобщей ненависти. Именно такие люди нужны были для того чтобы сломать старые устои и повести общество новым путем.
Для того чтобы удержать власть в своих руках тиранам была необходима успешная внешняя политика и благополучное развитие общества. Они просто вынуждены были двигаться вперед, развивать внешнюю политику, вступать в союзы друг с другом, основывать новые колонии. Внутри государства велся широкий спектр строительных работ. Возводились общественные здания и сооружения, крепости, личные укрепленные резиденции тиранов, усиленно строился флот. Эти работы не только развивали и укрепляли города, но и обеспечивали работой и средствами существования тысячи ремесленников и рабочих.
Кроме материальной опоры трона тираны стремились обрести еще и духовную. Получив власть не в результате традиции, а насильственным путем они стремились к «дружбе» с жречеством и особенно со жрецами признанных духовно-мистических центров Эллады- Дельф и Олимпии. Но этим их поиски «духовных скреп» не исчерпывались, и они обращаются к меценатству. При дворах тиранов находят покровительство художники, скульпторы, поэты и прочие творцы общественного мнения. Так что для развития искусства тирания была весьма полезна.
В Большой Советской Энциклопедии слово «Тиран» имеет два значения, согласно первому это:
«В Древней Греции и городах-республиках Италии в 13-16 вв. лицо, насильственно захватившее власть»
Согласно второму, современному значению слова:
«Жестокий правитель, осуществляющий свою власть насилием, деспот. В переносном смысле жестокий человек, угнетатель, мучитель».
Как же эти, в общем, то довольно приличные люди, ничем не выделяющиеся из массы прочих царей, диктаторов, лидеров нации и президентов стали вдруг символом произвола и насилия. А дело все в той подмене понятий, с рассуждения о которой и началась эта статья. Любое даже самое благое дело всегда имеет недоброжелателей, тем более всегда хватает недовольных при смене власти. Аристократам показалось, что рушатся устои мироздания. Как же так им, которым традиции предписывают быть у власти по праву рождения, вдруг «дали коленом под жирный зад» да еще и изрядно «обтрясли». Это же потрясение устоев, так и работать могут заставить! А это уже конец света! Кстати очень похоже, ведут себя наши «демократы» когда их отодвигают от кормушки, тоже напоминает реакцию обезьяньей стаи на попытку отобрать связку бананов, истеричные вопли и кидание какашками в ассортименте.
Тираны начинают появляться во второй половине VII в. до н.э. и в основном исчезают к концу VI в. до н.э., в это время слово тиран обозначало властителя, пришедшего к власти определенным образом и ничего более. Однако аристократы и их сторонники вели столь бурную агитацию, обвиняя тиранов во всех грехах и в первую очередь в узурпации власти и в жестокости по отношению к «законным» властителям, то есть к себе любимым. Все это конечно было редкой чушью, ну чем власть родовой аристократии была законнее, по сути, ничем. Но если даже самую чудовищную глупость вдалбливать в головы людей постоянно она там может очень прочно поселиться. А аристократы старались, денег на услуги «творческой интеллигенции» не жалели. В общем «черный пиар» на протяжении веков дал результаты, к концу V века значение слова «тиран» изменилось. Правда к этому моменту самих тиранов уже не стало, но ненависть к ним у «обиженных» аристократов осталась!
Главное положительное значение тирании было в том, что она нанесла сильнейший удар аристократии, свергла ее с пьедестала и лишила власти. Во время правления тиранов перед властью были практически равны евпатриды и демос. В это время смогли окрепнуть демократические силы общества. Тирания стала переходной ступенью к демократии, разумеется, такой, какой она была в VII в. до н.э.
Разумеется, тираны не были «невинными овечками» это были достаточно жестокие люди, готовые на все ради достижения своих целей. Ни о какой гуманности по отношению к политическим противникам речи даже не могло идти. Впрочем, их оппоненты использовали такие же методы. Захватив власть силой они были обречены всю свою жизнь подозревать, что кто-то также поступит с ними и лишит сначала власти, а затем и жизни. Неразборчивые в средствах и подозрительные они легко обрушивали свой карающий меч на головы тех, кого заподозрили в попытке захвата власти.
Еще более подозрительными и зачастую не обладающими талантами своих захвативших власть предков были потомки тиранов. Получив власть в наследство, многие из них пытались править, видя свою опору исключительно в силе наемной стражи. Они уже плохо понимали интересы торгово-ремесленного сословия и нужды крестьянства. Как правило, такие тираны, потеряв поддержку демоса, вскоре теряли и власть.
Со временем тирания перестает быть прогрессивным общественным явлением, она выполнила свою задачу, отстранив от власти аристократию и дав развиться демократическим силам.
«...тирания стала вызывать против себя недовольство даже в тех слоях, на которые она прежде опиралась и для которых теперь сделалась ненужным и тяжелым гнетом. К концу VI в. В большей части Греции она исчезает, уступая место или умеренной аристократии или демократии».
В. П. Бузескул
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье
"ИСТОРИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ" В. П. Бузескул
Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее