Даже нам, рождённым спустя несколько десятилетий после Великой Победы, знаком этот голос: мощный, звучный, глубокий.
Голос, объявивший о нападении фашистов, а спустя 4 года их капитуляции. Голос Кремля. Голос, который ждали советские люди со всех уголков страны.
Юрий Борисович Левитан. Диктор Советского Союза
В детстве Юдку Берковича Левитана (настоящее имя) называли Юдка-Труба. Уже тогда его голос отличался силой и мощью. Что никак не вязалось с внешностью: невысокий, щуплый мальчуган. Такой же, как все, только громогласный.
Юдка мечтал стать известным артистом. И в 17 лет приехал в Москву, поступать в театральный. Комиссия не приняла невзрачного паренька, с сильным акцентом.
Волею судьбы он попал на радио. Работал стажёром: принеси-подай. Оттачивал голос, посещал студии актёрского мастерства, избавлялся от О-канья. Иногда ему давали зачитывать ночные новости.
В одну из таких ночей его услышал Сталин, любивший работать по ночам. Голос заворожил генсека. На следующий день в радиостанцию принесли запечатанный пакет, с докладом ХVII партсъезда и указанием Сталина: «что бы его читал диктор, который ночью передавал статьи».
В течении 5-ти часов бледный и взволнованный Юра Левитан читал доклад. И не сделал ни единой ошибки.
Судьба была решена — девятнадцатилетний Левитан стал Голосом Кремля. Называть Трубой его перестали. В коллективе звали Юрбор — сокращенное от имени и отчества.
22 июня 1941 года он 9 раз прочитал: «Внимание! Говорит Москва! Заявление Советского правительства! Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну...»
И на протяжении 4-х лет его голоса ждали в каждом доме, где есть радио. С тревогой, волнением, надеждой.
Ходил такой анекдот: «У Сталина спрашивают:
— Когда кончится война?
— Когда Левитан объявит, тогда и кончится»
Свои «отношения» сложились и с Гитлером. Голос Москвы раздражал фюрера мощью, непоколебимостью. Гитлер решил, что объявление о победе Третьего рейха должен объявить тот же голос. За голову Левитана была назначена премия (в разных источниках от 100 до 250 тыс. марок).
Позже был приказ — уничтожить Голос Советского Союза.
Но, Левитана мало кто знал в лицо. А после и вовсе специально путали людей. В то время как самого Юрбора эвакуировали в Свердловск (ныне Екатеринбург). Там он работал в условиях полной секретности: информация для радиовыпусков поступала по телефону, сигнал ретранслировался радиостанциями по всей стране, это мешало врагу зафиксировать головной радиоузел. Пребывание Левитана в Свердловске рассекретили только спустя четверть века.
Долгих 4 года его голос разносил фронтовые вести. О сражениях и поражениях. О победах и отступлениях. О том, что мы выстоим, мы победим!
Забавный случай произошёл, когда пришло время объявлять о Победе. Радиостанция находилась недалеко от Кремля, попасть туда можно пройдя Красную площадь. Но её заполнило людское море, ожидавшее главную новость. С помощью милиции, солдат Левитан пытался пробраться к заветному микрофону.
— Товарищи, мы по делу!
Но их оттеснили со словами:
— Какие там дела? Сейчас по радио Левитан приказ о Победе передаст! Стойте и слушайте как все!
После войны
Ещё несколько лет Левитан работал на радио, рассказывая о войне. Вёл военные передачи, озвучивал доклады. С каждым днём всё реже: страна поднималась, и голос Юрбора ассоциировался с войной, со страхом. Постепенно количество эфиров снижалось.
Но озвучить новость о первом полёте в космос доверили ему — голосу Советского Союза. Пожалуй, это была его последняя громкая передача.
Голос служил Юрию Левитану до конца. Он озвучивал кинохронику, читал дикторские тексты к фильмам, работал с актёрами над постановкой голоса.
Ещё один курьёзный случай произошёл в 70-х годах в столовой Останкино. Левитан спустился на обед — он работал над озвучкой фильма. И посреди разговоров, лязганья посуды и гомона раздался знакомый всем баритон:
— А супец-то нынче г..но!
От хохота едва не содрогнулась останкинская телебашня.
Умер Юрий Борисович на родной земле — в белгородской области, куда был приглашён на встречу ветеранов битвы на Курской дуге. В 68 лет сердце диктора целой эпохи остановилось.
При подготовке этой статьи мне часто встречалась фраза о том, что после войны Левитана забыли, что карьера его завершилась. Я так не считаю.
Я знаю этот голос, хотя мне было 2 месяца от роду, когда он умер. Я, уверена, знают и помнят многие.
Светлая память Юрий Борисович Левитан, Юдка-Труба, Юрбор. Мы вас помним. И помним Ваш вклад в Великую Победу.
#agu_истории