Недавнее развертывание кораблей ВМС США на спорном водном пути в Южно-китайском море, заставило китайских стратегов задуматься: «так это все, что у вас есть?» Нации, как и спортивные команды, не всегда осознают, когда их могут сбросить со своего насеста.
USS America, новый десантный корабль, теперь патрулирует в Южно-китайском море с другим американским крейсером, американским эсминцем и австралийским эсминцем. Они действуют вблизи того места, где китайское исследовательское судно, поддерживаемое китайскими кораблями береговой охраны, находится в противостоянии с малазийскими кораблями. Малазийцы возражают против того, чтобы китайцы находились в их исключительной экономической зоне, которую Китай называет своей, наряду с большей частью акватории Южно-китайского моря.
Контр-адмирал Фред Качер, командующий американской экспедиционной ударной группой, заявил: – «Объединение такого большого боевого потенциала здесь, в Южно-китайском море, действительно сигнализирует нашим союзникам и партнерам в регионе, что мы глубоко привержены свободному и открытому для судоходства всех стран Индо-тихоокеанскому региону». Вполне может быть. Но демонстрация Вашингтоном своих возможностей и приверженности международным нормам также может выглядеть и искушением с точки зрения Пекина.
Помимо желанного вклада Австралии, американская эскадра в настоящее время в Южно-китайском море находится в значительной степени сама по себе. А три корабля – это всего лишь три корабля. «Интересно», – думают китайские военные, – «Сколько у них еще резервов? Возможно, одна или две подводные лодки поблизости. Но поддержка с воздуха? У USS America есть несколько F-35 и вертолетов, но это не авианосец».
Ближайшие авианосцы находятся далеко. Американский корабль USS Theodore Roosevelt находится на Гуаме из-за вспышки коронавируса среди членов экипажа, а авианосец USS Ronald Reagan стоит в порту в далекой Японии. Наземная поддержка с воздуха? Это участок с ближайшими американскими Военно-воздушными базами на Гуаме (почти в 2000 милях) и Окинаве (почти в 1500 милях).)
Военно-морской флот Народно-освободительной армии просто имеет гораздо больше кораблей в Южно-китайском море и поблизости от него. Оценки для этого региона варьируются от пяти до десяти китайских военных кораблей на каждый корабль ВМС США. Поэтому китайский военный может подумать: – «Так это все, что у вас есть?». И командир американского корабля почувствует себя слишком одиноко. Но, он будет не первым американским флотоводцем, испытывающим подобные чувства. В 2000-х годах один из таких командиров отмечал, что его самым большим страхом было то, что его корабль выдвинется так далеко вперед без всякой поддержки, что Китай не удержится от выстрела. И это было несколько лет назад. Китай, и его военные сейчас гораздо сильнее и менее сдержанны.
Отправка американских кораблей в воды, где их превосходят по численности боеспособные китайские военно-морские силы, наводит на некоторые сравнения с событиями в не столь отдаленной истории. В конце 1941-го года у Великобритания была занята с немцами. Тем временем японцы агрессивно позиционировали себя в Юго-восточной Азии. Британское правительство должно было сделать что-то, чтобы показать свою власть в Азии в надежде удержать японцев от опрометчивых шагов. Поэтому в этот регион был отправлен линкор HMS Prince of Wales вместе с более старым крейсером HMS Repulse на главную азиатскую военно-морскую базу Великобритании в Сингапуре. HMS Prince of Wales был современным и достаточно мощным линкором. Президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль даже встречались на его борту за несколько месяцев до событий у берегов Канады, чтобы выработать Атлантическую Хартию.
Отправка кораблей в Сингапур считалась демонстрацией решимости, а также важным дополнением к британской военной мощи в регионе. Они прибыли в порт назначения 2 декабря 1941-го года. Менее чем через неделю японцы атаковали Перл-Харбор и Филиппины и высадили десант в Северной Малайе и Южном Таиланде. HMS Prince of Wales, HMS Repulse и несколько эсминцев из группы сопровождения (Force Z) проплыли вдоль восточного побережья Малайи в надежде врезаться в японский транспортный флот, который высадил силы вторжения. У англичан не было воздушного прикрытия, хотя, возможно, оно и не помогло бы, если бы оно у них было.
Эсминцы были замечены. Японские бомбардировщики наземного базирования (действовавшие из Индокитая) обнаружили и потопили как HMS Prince of Wales, так и HMS Repulse. Мастерство атакующих в торпедных атаках удивило англичан. Японцы не должны были быть настолько хороши. Гибель обоих кораблей стало огромным психологическим ударом как для Сингапура, так и для Лондона. Ценой огромных потерь и неимоверных страданий Британия (вместе с американцами, австралийцами) позднее вернула себе свои азиатские колонии. Но катастрофа, обрушившаяся на корабли HMS Prince of Wales и HMS Repulse, за которой последовало падение Сингапура двумя месяцами позже, стала началом конца британского могущества в Азии.
Поэтому наблюдение за USS America в Южно-китайском море и слушание американских представителей, заявляющих, что они посылают мощный сигнал, неприятно напоминает события с Force Z в 1942-м году. Председатель КНР Си Цзиньпин может выяснить, у какой стороны есть больше кораблей, самолетов и ракет под рукой. Если Си считает, что США отвлекаются или как-то иначе слабы, ну, кто знает? Не будет большой натяжкой полагать, что Китай понимает, что один удар, подобный потоплению USS America, может иметь такое же психологическое воздействие, как и потопление японцами HMS Prince of Wales, особенно учитывая количество ударов, нанесенных коронавирусом Америке. Си также может подумать, что Китаю это сойдет с рук.
Военно-Морской Флот США сейчас сталкивается с серьезным несоответствием в Азии. Военные аналитики утверждают, что это произошло тогда, когда Китай добился соотношения по четыре своих военных корабля на каждый американский, сделанный за последнее десятилетие, – и Китай продолжает строить еще больше. Между тем, число американских кораблей едва сдвинулось с места, и усилия американского судостроения, мягко говоря, не впечатляют. Поэтому, как считают эксперты, либо Вашингтон наводит порядок в своем флоте, либо не стоит удивляться, если когда-нибудь появится реприза с HMS Prince of Wales и HMS Repulse, но на этот раз с американскими, а не британскими кораблями, тонущими в море.
ГРАНТ НЬЮХЕМ, отставной офицер морской пехоты США и бывший американский дипломат. В настоящее время он является старшим научным сотрудником японского форума стратегических исследований.