Найти тему

Монолог многодетного отца: о пользе путешествий с детьми

Сингапур 2018
Сингапур 2018

Когда-нибудь буду перечитывать эти публикации и вспоминать, как не просто было нам в эти текущие дни! У детей и у родителей есть желание выехать к бабушке и дедушке, отпраздновать у ребёнка день рождения с приглашением гостей, попутешествовать..., но режим повсеместной самоизоляции не позволяет это сделать. Очень много ограничений возникает! Но я уверен, что пройдёт и это. Тем более впереди лето. Время тепла, солнечных дней, каникул.

Ижевский цирк 2011 г. Мы уже проходили режим эпидемии.
Ижевский цирк 2011 г. Мы уже проходили режим эпидемии.

Несколько лет назад в нашей семье появилась устойчивая традиция: каждый год путешествовать по стране и за её пределами. На машине, на поезде, на теплоходе, на самолёте... Без разницы! Главное, вместе. И сегодня в этой публикации остановлюсь на том, в чём польза таких путешествий. Ибо полезное, несмотря на трудности, занятость, текущие дела, формирует мотивацию и приоритеты у родителей для достижения позитивных и развивающих семью и детей целей.

1) Польза закрепления у детей общечеловеческих ценностей и воспитания в духе прав человека.

В разных регионах, странах и отдалённых уголках мира проживают разные народы, люди со своими обычаями, традициями, историей. Где бы наша семья не находилась, мы отмечали для себя, что всех объединяют общечеловеческие ценности — это жизнь, уважение достоинства, здоровье, мир, дружба, семья и другие. Дети в моменты знакомства с другими культурами ясно осознают, что общечеловеческие ценности являются базовыми и незыблемыми, независимыми ни от государства, ни от строя в нём, ни от климата, так как в центре этих ценностей стоит Человек. Именно в моменты такого осознания важно детям сообщить о непосредственной связи общечеловеческих ценностей с Правами Человека — правом на жизнь, на уважение чести и достоинства, на безопасную среду жизнедеятельности, на свободу передвижения, на личную тайну и другие. Что эти права являются естественными, так как дарованы самой природой с момента рождения, и должны обеспечиваться государством, в котором родился и живёт Человек. Ребёнок с пониманием общечеловеческих ценностей и прав Человека имеет меньше рисков совершения противоправных действий в отношении других. Он отдаёт себе отчёт в том, что мои права, как Человека, заканчиваются там, где начинаются права другого Человека. Да, я имею право на свободу передвижения, прибытия в ту местность, где проживают другие люди. Но местные жители имеют право на сохранение своей самобытности, своей культуры, следовательно, это следует уважать, не нарушать сложившийся веками и тысячелетиями уклад, порядок. При этом, ребёнок с пониманием общечеловеческих ценностей и прав Человека остро реагирует на факты нарушения своих прав, своего достоинства, требует их соблюдения, обеспечения, защиты.

Крым 2013 г.
Крым 2013 г.

2) Семейно-воспитательная польза.

Не буду оригинален, если сообщу, что среднестатистический родитель в будние дни проводит в общении со среднестатистическим ребёнком от пятнадцати до двадцати минут. Исключение — нынешняя ситуация с самоизоляцией. Поэтому некоторые меня могут сейчас поправить и осадить. Но в обычной ситуации разговоры в виде вопросов-ответов «Как в школе? - Нормально», «Что задано? - Ничего», «Поел? - Да» и другие короткие диалоги в общей сложности займут в течение утра и вечера (а днём родители на работе, а дети в школе) чуть более минуты. Во всём остальном родители и дети заняты своими делами, и конструктивного, формирующего, созидательно-развивающего общения не происходит. Чего нельзя сказать во время совместного путешествия! Здесь приходится быть рядом, бок о бок, локтём к локтю двадцать четыре часа в сутки. Совместно решать самые разнообразные задачи — от сбора необходимого снаряжения до оптимального выбора пути, от приобретения подарков для друзей и родных до поиска удобного ночлега. Это сплачивает членов семьи, которая становится на чужбине слаженной командой, сильным коллективом, способным принимать и быстро исполнять решения. Помню, как мы выехали в Белоруссию на машине, и уже около Минска поняли, что оставили зарядное устройство от аккумулятора фотоаппарата. Тот, кто любит фотографировать и формировать семейный архив для воспоминаний, прекрасно понимает, что нерабочий фотоаппарат — это целая трагедия! Покупать новое зарядное устройство означает нести непредвиденные расходы. Да и наличие второго зарядного устройства после возвращения уже дома было неразумным и нелогичным. На коротком семейном совете было принято решение ехать на рынок радиодеталей, где могут проконсультировать и помочь решить проблему наиболее выгодным способом. Там нам предложили приобрести универсальное зарядное устройство - «лягушку», которой можно заряжать практически все видео-, фотоаппараты и гаджеты со съёмными аккумуляторами. Мы до сих пор пользуемся этой «лягушкой» и каждый раз с теплотой вспоминаем те мгновения, когда вся семья была «заряжена» выполнением конкретной задачи, и как ходили вдоль стеклянных павильонов минского рынка, показывали аккумулятор от фотоаппарата и просили о помощи. И как вместе радовались, что обошлись малыми затратами и максимальным эффектом!

Беловежская пуща 2016 г.
Беловежская пуща 2016 г.

Но не только в выполнении непредвиденных задач всей семьёй прелесть совместных путешествий! Дети и родители учатся друг у друга тому, как нужно реагировать на смешные и курьёзные ситуации. Однажды, в одном из городов России мы заночевали в съёмной квартире и машину оставили во дворе дома. Рано утром, ничего не подозревая, мы вышли к машине, сложили вещи в багажник и начали заводить двигатель. К нашему великому удивлению и одновременно разочарованию машина не завелась, как обычно, быстро и без капризов. Вся семья вышла из машины с тревогой и страхом в глазах! Тысячи километров от дома! Что делать?! Открыли капот, чтобы проверить, что произошло за одну ночь, и вдруг увидели под капотом маленького котенка, который безбоязненно нас оглядел, спрыгнул на землю и беззаботно побежал восвояси. Возгласы удивления вырвались у каждого из нас! Почему он здесь? Как тут оказался? По дороге мы вместе активно начали обсуждать эту ситуацию. Мы пришли к выводу, что котёнок снизу машины вскарабкался под капот, грелся всю ночь на тёплом двигателе и таким образом провёл холодную ночь. Конечно, машина потом завелась и работала безукоризненно. И дети посчитали что-то мистическое в том, что машина, неживое существо, спасла котёнку жизнь. Если бы машина завелась с первого раза, мы проехали бы не менее 400 километров до следующей остановки, и ещё не известно, остался ли бы жив котёнок, которого бы мы даже не услышали на трассе. И после этого курьёзного случая мы стали после каждой ночи в чужой местности открывать капот и заглядывать под него, проверяя — а нет ли там очередного гостя?!

-5

3) Образовательная польза.

Есть такой важный документ, который называется образовательный стандарт. Образовательных стандартов много, по каждому уровню образования. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность и так далее. Некоторые меня будут критиковать, если сообщу крамольную вещь: можно не ходить в школу! Да, как сейчас. Дети учатся дома. Но когда закончится режим самоизоляции, дети снова пойдут в школу.

Озеро Байкал. 2014 год
Озеро Байкал. 2014 год

А можно не ходить, а только путешествовать со своими родителями, так как с помощью путешествий реально достичь каждый выше перечисленный штрих «портрета выпускника». Где бы семья не путешествовала, везде можно встретить самобытную культуру местных жителей. Архитектура, одежда, быт, кухня, песни, сказания, легенды и многое, многое другое становятся доступными всем органам восприятия информации при личном нахождении в том или ином крае, в той или иной стране. Часто путешествующий ребёнок имеет мотивацию к изучению разных языков, ибо чтобы понимать местных жителей, использующих не только русский язык, требуется знать элементарные слова страны пребывания. А запоминание в каждой новой стране хотя бы нескольких элементарных слов в последующем помогает ребёнку ассоциировать, связывать по звучанию и запоминать новые и новые слова, например, английского или немецкого языка. Помню, как в Индонезии мы объясняли в местном кафе (их называют «варунг»), что хотим хлеб, и узнали, что на индонезийском он звучит «ротти». Не сложно запомнить на всю жизнь при ассоциации со словом «рот». Наблюдая за реставрационными работами старинного храма деревянного зодчества на острове Кижи в Карелии, дети, например, учатся критически мыслить на тему современных способов сохранения для будущих поколений первозданности исторических объектов, размышляют над историческими вопросами вплоть до научных изысканий в первоисточниках и так далее.

о.Ява, Храм Боробудур, 2018 год
о.Ява, Храм Боробудур, 2018 год

4) Прикладная польза.

Путешествия требуют приобретения и закрепления навыков, которые обязательно пригодятся в жизни. Поиск и выбор маршрута путешествия, жилья для ночёвки, поиск и приобретение билетов на транспорт, выбор автомобиля при аренде в другом государстве и других услуг помогает детям ориентироваться в этой сфере, чтобы потом не растеряться в нужный момент. Правильно выбирать фоторакурс, режим фотографирования, а потом фотомонтаж и сохранение фотографий помогает детям формировать правильные навыки этого непростого дела и потом возвращаться вновь и вновь к фотоархивам, чтобы напомнить себе о ярких событиях путешествия. Использование карты, навигация, ориентирование на местности, запоминание мест по отличительным признакам, чтобы не потеряться и не заблудиться, также имеет практическую пользу для детей.

Остров на озере Аргази Челябинской области. Обучение разведения костра
Остров на озере Аргази Челябинской области. Обучение разведения костра

И здесь очень важно научиться доверять своим детям. Именно о доверии к своим детям пойдёт речь в следующей публикации.