Приветствую, друзья!
То, что многое закладывается в детстве - довольно известный факт. Например, модель построения отношений и даже жизненные сценарии. Оказывается, что отношение к успеху и деньгам мы берем оттуда же. В этой статье я хочу рассмотреть, как родители влияют на то, что ребенок во взрослой жизни выбирает не быть успешным и богатым и что с этим можно сделать.
Итак, представим себе человека, который боится успеха, буквально избегает его. В чем это может выражаться? Он все время попадает в ситуации, когда его увольняют, сокращают или бизнес оказывается убыточным. Он берется за что-то новое в надежде улучшить свое материальное положение, но все начинания неизбежно терпят фиаско.
Или что-то происходит за один шаг до успеха. Например, перед повышением на работе человек внезапно серьезно "косячит" или увольняется.
То есть такой человек всеми силами бессознательно саботирует свой успех.
Почему так происходит?
Потому что внутри себя человек чувствует, что недостоин успеха или боится его, т.к. уверен, что этот успех принесет что-то плохое.
Этот сценарий формирует родительское послание "не будь успешным". Как же это происходит?
Во-первых, если родители сами боятся успеха, то будут транслировать ребенку послания типа: "Выделяться опасно, сиди тихо, не высовывайся".
Во-вторых, если родители не замечают или обесценивают успехи ребенка. Достижения считаются чем-то само собой разумеющимся, поэтому игнорируются и не поощряются, но требования возрастают. А еще в семье не принято отмечать или праздновать успехи. Из этого ребенок делает вывод, что стремиться к успеху бессмысленно, потому что ничем хорошим это и не закончится.
В-третьих, родители конкурируют с ребенком. Звучит странно, но это так )) Например, играют в настольную игру, ребенок выигрывает, а родитель злится и не может сдержать своих эмоций. Ребенок в этот момент думает, что если у него что-то хорошо получается, то это вредит родителю.
И еще появляется связка "успех = отвержение". Т.е. когда ребенок в чем-то успешен, родителю это не нравится, ребенка не принимают с его заслугами. Успех начинает прочно ассоциироваться с тяжелыми переживаниями, чем-то нехорошим. Ребенок принимает решение не быть успешным, чтобы быть принятым своими родителями.
Как еще может проявляться этот сценарий? Когда человек подсознательно не хочет быть успешнее своих родителей. Например, они жили бедно и отзывались о богатых плохо. Тогда ребенок будет чувствовать вину и стыд, если начнет хорошо зарабатывать.
Или же будет бояться отвержения, потому что в роду все были не богатыми и ему не следует выбиваться из этого сценария. Он будет как бы предатель в таком случае. А поскольку каждому человеку важно оставаться частью своей семьи, он предпочтет отказаться от успеха, материальных благ, чтобы сохранить эту связь.
Важно понимать, что эти послания от родителей могут передаваться как вербально, прямым текстом, так и невербально (эмоциями, интонациями, поступками, отношением к успеху). А ребенок все это впитывает, как губка. Потому что ему важно оставаться хорошим для своих родителей и он не знает, что может быть как-то по-другому.
Поэтому если у вас есть дети и вы не хотите запрограммировать их на бедность, стоит:
- поощрять успехи ребенка, хвалить его за них;
- транслировать то, что успех - это хорошо, а ошибки и неудачи - нормально на пути к успеху;
- разрешить себе быть успешными.
Если вы обнаружили у себя такой сценарий, то важно научиться радоваться своим успехам, даже самым маленьким, вознаграждать себя и хвалить за них. В этом может помочь ведение дневника успеха, когда ежедневно вы записываете по 5 и более своих достижений за этот день, фиксируете то, за что можете собой гордиться. Цель всего этого - создать прочную связь в мозгу, что успех - это хорошо, приятно и к нему стоит стремиться.
Друзья, что думаете? Замечали у себя такой сценарий? Что делали с ним? Удалось его перестроить? Поделитесь в комментариях и давайте обсудим.
Еще по теме:
"Не живи" и еще 7 родительских посланий, из-за которых дети вырастают несчастными "Почему денег мало?" или психологические причины проблем с деньгами. Примеры клиентов