Вы наверняка слышали о детских садах Монтессори?
А вы знаете, что учить по методике Монтессори можно и в старшей школе?
Что такое школы Монтессори?
Место, где специально растят гениев или просто дают возможность каждому ребенку раскрыть свой потенциал?
Многие родители, которым небезразлично будущее ребенка, стараются вложить в него как можно больше.
И поэтому ищут и внимательно выбирают методики, по которым будет учиться их чадо. Одной из популярных и общепризнанных является система Монтессори. В Монтессори-школах вы не увидите привычное разделение детей по возрасту, здесь нет оценок и домашних заданий, а каждый ребенок самостоятельно выбирает, чем ему в данный момент заниматься.
Звучит как кошмарный сон для типичного учителя?
Но нет, и для школы такая система не чересчур.
Врач и педагог Мария Монтессори создала свою систему обучения детей в 1 половине 20 века в Италии. Изначально она искала способ работы с детьми с особенностями развития. Правительство создало Ортофренический институт для подготовки учителей для умственно-отсталых детей.
В школе на базе этого института она занималась с детьми по своей методике. И этот эксперимент удался. Многие ученики смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ. Спустя время Монтессори организовала первый дом ребенка - детский сад, обучающий по ее методике.
Дети поделены на условные школьные классы по возрастным периодам.
Всего их 4:
- 6 - 9 лет
- 9-12 лет
- 12-15 лет
- 15-18 лет
Учебное пространство для них специально оборудовано и называется средой.
Школьники свободно перемещаются и могут сами выбирать занятия: кто-то тренируется в письме за столом, другой решает математические примеры, сидя на полу, а третьи собрались вокруг географической карты. Все, что может понадобится детям, располагаются так, чтобы они могли сами взять и положить на место. Все материалы в одном экземпляре.
Но зачем? Ведь в обычных школах у каждого ученика свой комплект?
Во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется самостоятельность — ни у кого не получится вмешиваться, подсказать и не исправить.
Так стоп, а учитель тогда зачем там, раз дети все делают сами?
Педагога в монтессори-классе на самом деле можно заметить не сразу. Ведь он не стоит у доски перед классом, а работает с одним учеником или небольшой группой детей. Педагоги наблюдают и помогают детям осваивать новое, а еще показывают, как воспользоваться тем или иным материалом.
Обучение в монтессори-школе — это естественный ход и обязательная часть нашей жизни.
Весь новый материал дети осваивают через практику. В этом им помогают органы чувств — школьники все могут потрогать, увидеть, понюхать услышать и попробовать на вкус.
Здесь нет бесконечной скучной теории в учебниках.
Чтобы изучить ботанику и биологию, ученики наблюдают за растениями и насекомыми и составляют доклады.
Через эксперименты и опыты изучают физику и химию. Даже просто так в прописях не пишут!
Практикуясь в письме, дети пишут стихи.
А музеи и энциклопедии помогают изучить историю и географию.
Дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. На занятиях им не страшно и не скучно, а еще всегда могут сами занять себя и умеют организовывать своё время. Они легко справляются с бытовыми обязанностями и уважают потребности других, ведь это легко и приятно включается в их жизнь.
В Россию монтессори-педагогика пришла в 1913 году.
Но все эксперименты по внедрению в советскую систему образования лишь вызвали недовольство правительства, поэтому через 17 лет закрылся последний Монтессори сад.
Интерес стал возвращаться в 90-х: первыми снова появлялись детские сады, но последнее время стали открываться и школы, но только несколько по всей стране дают полный цикл обучения.
У нас до сих пор многие традиционные учителя не любят выпускников Монтессори садов, потому такому ребенку в обычном классе может быть трудно.
Во-первых, у таких детей другое восприятие учителя - это не наставник и авторитет, а помощник и организатор.
А во вторых, с другими детьми он выстраивал отношения, не играя в ролевые игры.
Каждый изучал и занимался тем, что ему интересно, поэтому договариваться и общаться они умеют, и им предстоит научиться вместе играть в не обучающие игры и дружить по другим правилам.
Монтессори-школа не дает громких обещаний и гарантий родителям, что сможет вырастить гения, но и обычная школа этого тоже не делает.
Однако эта школа может дать каждому своему ученику возможность раскрыть свой природный потенциал, осознать смысл знаний и сделать обучение частью своей жизни.
Спасибо что дочитали статью до конца, в самом начале статьи вы можете посмотреть видео с нашего канала с дополнительной информацией.
Пишите нам о том в какой школе хотели бы поучиться, будем рады пообщаться.