Пандемия ускоряет темпы цифровизации в страховании, побуждая компании рынка менять свои бизнес-процессы и предлагать клиентам новые продукты, которые теперь все чаще приобретаются через онлайн-канал. Одновременно с этим идет процесс модернизации законодательства, дающий страховым компаниям и их представителям больше возможностей для заключения договоров в электронном виде. Какие страховые сервисы претендуют на то, чтобы стать полностью цифровыми и перейти в онлайн?
Напомним, что пионером здесь выступил сектор ВЗР. Страховки для путешественников стали полностью оформляться в интернете (через сайт или мобильное приложение страховщика) еще несколько лет назад. Следом в онлайн перешли коробочные продукты — стандартизированные страховки с базовым набором застрахованных рисков. «Коробки» вызвали настоящий бум на рынке страхования, клиентам понравилось сочетание невысокой цены и понятных условий. В формате таких программ стали продаваться полисы страхования квартиры, дома, дачи, а также страхования гражданской ответственности.
Появление полнофункциональных мобильных приложений у страховщиков открыло новые горизонты. Возможности определения геолокации, съемки фото и видео, а также сканирования документов, сделали мобильное приложение верным помощником страхования при оформлении ДТП и подаче заявления на выплату, а еще здорово помогли с удаленным оформлением полисов каско и страхования недвижимости. Вы уже проводили удаленный осмотр авто по видеосвязи? Оформить каско таким способом можно в приложении IngoMobile.
Пандемия коронавируса включила у страховщиков турборежим, они стали реализовывать в онлайне такие сервисы, появление которых можно было ожидать не ранее, чем через 2-4 года. Речь идет о возможностях удаленного заявления убытков по ОСАГО для автовладельцев по всей стране (такой сервис теперь есть у ряда компаний, например, у «Ингосстраха»), осуществлении выплаты по сканам документов в электронном виде. На рынке также появилась программа страхования от задержки рейса с моментальными выплатами. Сектор ДМС получил новое развитие благодаря онлайн-консультациям врачей (доступны по полису «Телемедицина»), а для братьев наших меньших существует страховка с возможностью задать вопрос ветеринару («Ветврач на связи» для кошек и собак).
На следующем этапе можно ожидать развития страховых маркетплейсов и заключения договоров в электронном виде. Соответствующий закон, снимающий ограничения на продажи страховок в интернете, уже одобрен. Это не только упростит работу посредников (агентов и брокеров), но и избавит страхователей от бумажных формальностей и необходимости ехать в офис страховой компании. Также стоит ожидать появления новых программ с функцией моментальных выплат (по аналогии со страховкой от задержки рейса) и почасовой тарификации. Для покупателей такие полисы весьма привлекательны, а массовые продажи могут способствовать росту прибыли страховщиков, несмотря на высокие риски таких программ.
Отдельно стоит ожидать появления новых игроков из чиста IT-компаний, которые предложат новые цифровые сервисы в страховании. О таких планах уже, например, заявляет Tesla. Илон Маск намерен создать свои цифровые страховки для владельцев электрокаров. Безусловно, стартапы в страховании не смогут составить конкуренцию крупным игрокам, однако в новых нишах цифровых продуктов они будут бороться за внимание покупателей. И, скорее всего, успешно.