Найти тему

История жанра пеплум. Почему он стал не востребован?

Рассмотрим причины упадка эпического жанра через историю развития Голливуда.

На написание этой статьи меня вдохновил материал "коллеги" по дзену, в котором автор пробежался по верхам и на поставленный вопрос толком не ответил. Решил сделать "наш ответ Чемберлену". Надеюсь, Вам будет интересно прочесть, как развивался жанр и почему он всё-таки не востребован у продюсеров. Я проанализирую только развитие голливудского пеплума.

Итак, приступим. Пеплумы- это масштабные исторические полотна с большим хронометражом, действие которых разворачивается в античности. Зачастую авторы используют библейские сюжеты с элементами фэнтези. Важно отметить, что фильмы, снятые по мифам, - это не пеплумы, а фэнтези с элементами боевика и историческим сеттингом.

Уже в 1914 году итальянцы смогли создать масштабные декорации
Уже в 1914 году итальянцы смогли создать масштабные декорации

Жанр зародился в Италии, где в 1914 году вышел фильм "Кабирия". Находку европейцев быстренько заимствовали в США, где Д.У. Гриффит снял в стилистике пеплума одну из новелл "Нетерпимость".

В интернете бытует заблуждение, что пеплум вошёл в моду только в 50-х годах, но, на самом деле, первая волна его популярности нахлынула ещё в немом кино. В 1923 году Сесиль Б. Де Милль снял для студии "Парамаунт" "10 заповедей", а в 1927 году поставил "Царь царей". На "MGM" же в эти годы выпустили кассовый хит "Бен-Гур". Тогда пеплум зарекомендовал себя, как перспективный жанр из-за:

  • масштабности повествования
  • эффектности
  • зрелости обсуждаемых тем, что било прямиком в платежеспособную аудиторию (30-50 лет, средний класс). Напомню, что в те времена походы в кино были не для всех слоёв населения.
  • и самое главное - универсальности античных сюжетов, которые продавались в "плавильном котле" США, стране мигрантов. Библия, её герои и идеи человеческой свободы скрепляли интернациональный состав Америки.

Однако обнаружился и большой минус. Производство требовало огромных затрат (декорации, костюмы, массовка), поэтому средства нашли только богатейшая студия (MGM) и режиссёр с непререкаемым авторитетом (ДеМилль). Кстати, основатели "Метро-Годвин-Майер" - выходцы из еврейских семей, поэтому для них библейские темы особенно важны. ДеМилль - тоже не случайная фигура. Сесиль Б. ДеМилль - почитаемый всеми старейшина, первый режиссёр снявший фильм в голливудской местности. Он придерживался консервативных христианских ценностей, для него пеплум - это эффективный способ транслировать библейские идеи в массы. К режиссёру и христианству мы вернёмся чуть позже.

Из-за сложности съёмочного процесса производство пеплумов приостановили. К жанру вернулись в 50-е. Этому способствовали технологический прогресс, накопившиеся денежки и более развитая сеть кинотеатров, способная отбить затраты. Но был и ещё один важный фактор - атакующее телевидение. Продюсеры решили контратаковать масштабом, постановочным размахом и красками, который телекомпании не могли себе позволить. Сработало, зритель вернулся.

И тут следует ещё одно заблуждение, что прорывом стал "Бен-Гур" 1959 года. Нет, "Бен-Гур" - не случайный прорыв, а наивысшая точка жанра и художественный апогей всего десятилетия. Здесь есть несколько этапных фильмов и событий.

  • "Камо грядеши" - фильм, обозначивший возрождение жанра. Создан "MGM"
  • "Плащаница" - первый фильм, снятый в широком формате. Снят компанией "20 век Фокс"
  • "10 заповедей" - авторемейк Сесиля Б. ДеМилля. Ошеломительный финансовый успех. Снят на студии "Парамаунт". Именно этот фильм вывел Чарлтона Хестона в звёзды первого эшелона, способные делать кассу. И снова Сесиль Б. ДеМилль.
  • Изобретение в Европе ручной камеры

Все эти факторы соединились в фильме "Бен-Гур" (бюджет 15 млн), художественном и технологическом шедевре середины века от студии "MGM". Успех воплотился в 11 Оскарах и огромной кассе. Чуть позже вышел и "Спартак" (бюджет 12 млн) от студии "Юниверсал".

Важно понимать, что на пике популярности продюсеры вложились в ремейк, в сюжет, проверенный временем. Уже тогда мейджоры боялись провала титанического проекта и последствий. Тем не менее, студия "20 век Фокс" пошла на риск, бюджет "Клеопатры" составил 44 млн. долларов. И они проиграли... Рынок рухнул. Компания оказалась на грани банкротства. В следующем году вышло "Падение римской империи", вбившее последний гвоздь в крышку гроба пеплума. Раздутый мыльный пузырь лопнул. Через пару лет разрушилась студийная система, классический Голливуд умер. Это было время великого кризиса и слома. Некоторые компании так и не ожили.

Почему же после колоссального успеха "Спартака" и "Бен-Гура" зритель не пошёл на пеплумы?

Мне кажется, ответ в специфике съёмки. Пеплум строится на среднем темпоритме сцен, на протяжённых крупных и общих планах, чтобы зритель успевал насладиться и деталями костюмов и интерьеров, и размахом постановки. Зритель был не готов высиживать в кино трёхчасовые эпические полотна. Вдобавок эффект новизны уже иссяк. Вспомните, сколько 3Д-фильмов удивили Вас после просмотра "Аватара"? Максимум один-два, а потом уже приелось. К тому же в 60-х зритель зритель начал омолаживаться, а аудитория пеплумов осталась прежней".

"Гладиатор"
"Гладиатор"

Про третью волну пеплумов знают все. Третье пришествие подготовили телесериалы, а возвестил "Гладиатор", за ним были "Троя" и "Александр". Фильмы окупились, но тяжело. Примерно через 10 лет были "Исход:цари и боги", "Помпеи", но они надежд не оправдали. Больше рисковать продюсеры не стали, никто не хочет повторения 60-х. Однако у гибели современного пеплума немного другие причины недобора денег, ведь сейчас хрон стал меньше, а бюджетом уже никого не удивить.

  1. Уровень затрат несопоставим с охватом целевой аудитории. Сейчас в кино ходит преимущественно молодёжь, а её античным сюжетом не заманишь. Снимать блокбастер исключительно для аудитории от 30 лет невыгодно, велик риск прогореть.
  2. Продюсерские страхи. Пеплум исторически зарекомендовал себя, как ненадёжный жанр. А продюсер - это тот же бизнесмен, который хочет отбить деньги, которые вкладывает.
  3. Повысился темпоритм фильмов. "Новый" пеплум стал быстрее, но, тем не менее, принцип "всматривания в экран"сохранился. А если учесть, что динамика в современных фильмах растёт, то понятно, что пеплум остаётся на обочине.
  4. Консервативные христианские ценности устарели. Я обещал ещё раз упомянуть старину ДеМилля и его идеи. Идеологически пеплум устарел. Он не вписывается в постмодернистский мир с его подвижной моралью и "умершим Богом". Конечно, можно снять продвинутый пеплум, но тогда он потеряет правдивость, а, значит, и зрителя.

В ближайшем будущем я не вижу предпосылок для возрождения жанра на большом экране. Экономически не та ситуация. Возможно, что-то интересное появится на стриминговых платформах.

Ну вот вроде и всё. Если вы дочитали до конца этот огромный материал, то огромное Вам спасибо. Если поставите "лайк", то двойное спасибо. Делитесь своими мыслями в комментариях (только корректно), можем обсудить. И подписывайтесь на канал.