Найти в Дзене
С.Елена

История одной семьи в истории страны

Очень скоро мы будем отмечать праздник Победы. В этом году он, конечно, будет необычным, такова ситуация. Но от этого не станет этот день менее важным и памятным. В жизни каждой семьи есть воспоминания о предке, который участвовал в войне или работал на победу в тылу. Есть люди, которые стремятся спрятать подальше факты из семейного альбома, которые не красят историю семьи. Не все были героями. Были и те, кто предавал и продавал, кто струсил. Их потомки стараются спрятать память о своих родных, стыдятся прошлого. Но, как и в любое другое время, всё не так однозначно в этом мире. Когда появилось движение «Бессмертный полк» - это было невероятно здорово! Сколько людей с трепетом поднимали семейные архивы, искали фотографии своих родных, несли портреты торжественно и гордо. Мне тоже хотелось быть причастной к этому невероятному событию, но не довелось. В нашей семье об этом времени почти не говорили. Я знала, что два брата моей бабушки погибли в конце войны где-то в Европе.

Фото из сети Интернет. Красноармейцы во Львове, сентябрь 1939
Фото из сети Интернет. Красноармейцы во Львове, сентябрь 1939

Очень скоро мы будем отмечать праздник Победы. В этом году он, конечно, будет необычным, такова ситуация. Но от этого не станет этот день менее важным и памятным.

В жизни каждой семьи есть воспоминания о предке, который участвовал в войне или работал на победу в тылу. Есть люди, которые стремятся спрятать подальше факты из семейного альбома, которые не красят историю семьи. Не все были героями. Были и те, кто предавал и продавал, кто струсил. Их потомки стараются спрятать память о своих родных, стыдятся прошлого. Но, как и в любое другое время, всё не так однозначно в этом мире.

Когда появилось движение «Бессмертный полк» - это было невероятно здорово! Сколько людей с трепетом поднимали семейные архивы, искали фотографии своих родных, несли портреты торжественно и гордо.

Мне тоже хотелось быть причастной к этому невероятному событию, но не довелось.

В нашей семье об этом времени почти не говорили. Я знала, что два брата моей бабушки погибли в конце войны где-то в Европе. А как только я пыталась выяснить, где была моя бабушка в те годы, она всегда уходила от ответа. По крупицам выведывала я сведения у моих родных, всматривалась в фотографии из старых альбомов.

Постараюсь сложить пазлы выведанных сведений из истории моей семьи.

Моя бабушка родилась в 1914 году в Львовской области на Украине в многодетной семье. Прадед был лесничим, крупным и суровым мужчиной, не склонным к «сантиментам». Прабабушка занималась детьми, которых в семье было 15 душ. Кроме 15 родных детей, в семье воспитывался мальчик, которого подбросили, оставив на крыльце, завернутым в одеяльце. Старшие дети присматривали за малышами, без дела никто не сидел. Моя бабушка с 6 лет прислуживала на кухне у богатой польской семьи, пасла коз, нянчилась с младшими братьями и сёстрами. Жили, работали, вели хозяйство, не помышляли о войне. Но…

17 сентября 1939 года Советский Союз без объявления войны вступил на территорию Республики Польша. Согласно Договора о ненападении, более известным как "Пакт Молотова-Риббентропа", СССР обязался атаковать Польшу в случае польско-немецкого военного конфликта. Официально в советское время этот военный конфликт назывался "Освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину". Официальный предлог - "взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии". Об этом времени мало стараются говорить, история бывает не только светлой.

Моей бабушке было в то время 25 лет, она выучилась к тому времени на ветеринара. На фотографиях в альбоме я видела невысокую стройную девушку, со светлыми волнистыми волосами.

В составе советских войск, вошедших во Львов, оказался мой будущий дед Павел. Высокий, черноволосый, яркий! Когда он увидел Марию (так звали мою бабушку), решил увезти её с собой на родину в Воронежскую область. Не захочет ехать сама, под дулом пистолета поедет! Его не интересовало ни её мнение, ни мнение её родителей. Он победитель! Взяв отпуск, увез он Марию в Новую Чиглу и оставил своей родне, среди чужих для неё людей и обычаев. Сам вернулся в армию и до конца войны сражался в пехоте.

Моя мама родилась там, в Воронежской области в 1940 году. Она была такая же черноокая, высокая со взрывным характером, не терпящим возражений, как дед.

Фото из личного архива 1940 год
Фото из личного архива 1940 год

А пока дед шёл дорогами войны, бабушка растила дочь, обстирывала и кормила всю дедову семью, трудилась в поле. Работала ветеринаром, часто выезжала в другие сёла, где нужна была её помощь. Из одной такой поездки она не вернулась домой. Её на черном «воронке» по оговору увезли без суда и следствия, и на целых 2 года посадили. Тем временем дед вернулся с войны и праздновал Победу долго и с упоением. Победителей не судят! Вернулась бабушка из заключения уже не той безропотной рабыней, а закалённой и непокорной. Увидев свою дочь грязной, голодной и никому не нужной, собрала котомку и, несмотря на протесты и угрозы, уехала обратно на Украину.

У меня нет ни одной фотографии деда. Я видела его один раз, когда мне было 7 лет. Мы с мамой съездили в Новую Чиглу, погостили у прабабушки. Один день провели с новой семьей деда. Сходили на речку, ловили рыбу, загорали. Деда я видела не больше получаса. Я его даже не помню.

Сколько таких историй, не героических, житейских могли бы поведать наши дорогие родные люди. Но нет уже мамы, нет бабушки. До конца своих дней бабушка почему-то стыдилась своего прошлого. Моя любимая «негероическая» бабушка. Для меня она героиня, работящая, светлая, сохранившая до конца своих дней чистую душу и доброе сердце.

А отголоски тех исторических событий до сих пор бередят души людей и не дают им сил принять и понять друг друга.