Найти тему
История на Б-В

Бастет - Египетская богиня женских секретов. Значение и роль в религии.

Оглавление

Бастет - египетская богиня дома, домашнего очага, женских секретов, кошек, плодородия и родов. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно от болезней, связанных с женщинами и детьми.

Как и многие богини египетской религии, она также играла роль в загробной жизни в качестве проводника и помощника мертвых, хотя это не было одной из ее главных обязанностей. Она была дочерью бога солнца Ра и ассоциируется с понятием Око Ра (всевидящее око) и далекой богини (женское божество, которое покидает Ра и возвращается, чтобы принести преображение).

Фото взято на сайте: https://www.pinterest.de/pin/734438651712297941/
Фото взято на сайте: https://www.pinterest.de/pin/734438651712297941/

Значение Имени Бастета

Изначально ее имя было B'sst, которое стало Ubaste, затем Bast, затем Bastet; значение этого имени не известно или, по крайней мере, не общепринято. Джеральдин Пинч утверждает, что "ее имя, вероятно, означает "Она из мазь-банки", поскольку она ассоциировалась с защитными и защитными мази.

Греки тесно связывали ее со своей богиней Артемидой и считали, что, поскольку у Артемиды был брат-близнец (Аполлон), то и Баст тоже должен быть.

Они ассоциировали Аполлона с Хором, сыном Изиды (Heru-sa-Aset) и так называемой богиней, известной как Баст ба'Асет (Душа Изиды), что было бы буквальным переводом ее имени с добавлением второй буквы "Т" для обозначения женского пола (Асет - это одно из египетских имен Изиды).

Бастет, однако, также иногда была связана с богом духов и сладких запахов, Нефертумом, который считался ее сыном, и это еще больше связывает значение ее имени с банкой для мази.

Самым очевидным пониманием было бы то, что изначально это имя означало нечто вроде "Она из мазь-банки" (Ubaste), и греки изменили значение на "Душа Изиды", так как ассоциировали ее с самой популярной богиней в Египте. Несмотря на это, ученые не пришли к единому мнению о значении ее имени.

Ассоциации

Бастет была чрезвычайно популярна по всему Египту, как среди мужчин, так и среди женщин, начиная со Второй династии Египта (ок. 2890 - ок. 2670 гг. до н.э.) и далее с ее культа, сосредоточенного в городе Бубастис, по крайней мере, с V в. до н.э.

Фото взято на сайте: https://musaget.ru/bastet-egipetskaya-boginya-s-koshachimi-kogotkami/
Фото взято на сайте: https://musaget.ru/bastet-egipetskaya-boginya-s-koshachimi-kogotkami/

Вначале она была представлена как женщина с головой львицы и тесно связана с богиней Сехмет, но, поскольку в иконографии этого божества она изображалась как все более агрессивная, образы Бастета со временем смягчались, чтобы представить более ежедневную спутницу и помощницу, чем ее более ранние формы, как дикого мстителя. Ученая Джеральдин Пинч пишет:

Начиная с "Текстов пирамид" и далее, Басте имеет двойной аспект воспитания матери и страшного мстителя. Именно демонический аспект в основном присутствует в "Текстах о гробнице" и "Книге мертвых", а также в медицинских заклинаниях. Говорят, что "убийцы Басте" причиняют человечеству чума и другие бедствия. Одно заклинание советует притвориться "сыном Бастета", чтобы избежать подхвата чумы.

БАСТЕТ ИНОГДА ИЗОБРАЖАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ С ПОМЕТОМ КОТЯТ У ЕЕ НОГ, НО САМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СИДЯЧАЯ КОШКА, СМОТРЯЩАЯ ВПЕРЕД.

Несмотря на то, что она была очень почитаема, ее также опасались, о чем свидетельствуют два ее титула: "Леди страха" и "Леди резни". Она ассоциируется как с Мау, божественной кошкой, которая является одним из аспектов Ра, так и с Мафдетом, богиней справедливости и первым кошачьим божеством в египетской истории.

И Бастет, и Секхмет приняли свои ранние формы кошачьих защитников невинных, мстителей обиженных, из Мафдета.

Эта ассоциация нашла свое продолжение в изображениях сына Бастета, Мааеса, защитника невинных, который изображен как человек со львиной головой, несущий длинный нож, или как лев.

В ассоциации Басте с Мау иногда видят, как она уничтожает врага Ра, Апофиса, отрубив ему голову ножом в лапе; образ Мау наиболее известен. Со временем, по мере того, как Басте становилась все более семейной спутницей, она теряла все следы своей львиной формы и регулярно изображалась в виде домашней кошки или женщины с головой кошки, часто держащей в руках систруму.

Иногда ее изображают в искусстве с пометом котят у ног, но самым популярным ее изображением является сидячая кошка, смотрящая вперед.

Роль в религии и иконографии

Бастет появляется в начале III тысячелетия до н.э. в своем облике мстительной львицы в Нижнем Египте. Ко времени "Текстов пирамид" (ок. 2400-2300 гг. до н.э.) она ассоциировалась с царем Египта как его няня в юности и защитница по мере его роста.

В более поздних "Текстах о гробнице" (ок. 2134-2040 гг. до н.э.) она сохраняет эту роль, но также считается защитницей мертвых. Ученый Ричард Х. Уилкинсон комментирует это:

В своей ранней известной форме, изображенной на каменных сосудах 2-й династии, Бастет изображалась как женщина с безмужней головой львицы. Иконография богини изменилась, однако, возможно, по мере того, как ее природа стала восприниматься как более мягкая, чем у других львиных божеств.

Фото взято на сайте: https://pikabu.ru/story/bastet_4187623
Фото взято на сайте: https://pikabu.ru/story/bastet_4187623

Ее культовый центр в Бубастисе в Нижнем Египте стал одним из самых богатых и роскошных городов Египта, так как люди со всей страны ездили туда, чтобы отдать дань уважения богине и чтобы тела их мертвых кошек погребены в городе.

В египетском искусстве ее иконография заимствована у более ранней богини Мафдет, а также у Хатор, богини, связанной с Секхметом, которая также была тесно связана с Бастетом. Появление в руке Бастета в некоторых из статуй синуса является четкой связью с Хатор, которая традиционно видит носителя этого инструмента.

Хатор - еще одна богиня, которая прошла драматический путь от кровожадного разрушителя до нежной подруги человечества, так как изначально она была богиней львицы Сехмет, которую Ра послал на землю, чтобы уничтожить людей за их грехи.

В случае Бастет, хотя она и стала мягче, она была не менее опасна для тех, кто нарушал закон или жестоко обращался с другими.