Власть в доисторической Британии выражалась символически, например, через могущественные общинные памятники неолита, такие как Стоунхендж, через богатые могильные изделия, найденные в отдельных захоронениях, начиная с раннего бронзового века, или через массивные городища (как Девичий замок), типичные для железного века.
Символы власти
Мы не можем знать, какой народ пользовался властью среди кочевников, блуждавших по Палеолитической Британии (около 900,000-9500 гг. до н.э.).
Возможно, они были самыми сильными охотниками, или самыми мудрыми старшими мужчинами и женщинами, или людьми с воспринимаемыми духовными дарами. Оленьи "дубинки", подобные найденным в пещере Гофа в ущелье Чеддерсет, графство Сомерсет, были истолкованы как их символы власти.
Организационная сила
Оседлые крестьяне раннего неолита (4000-3000 гг. до н.э.) оставили гораздо более явные символы власти - или, по крайней мере, отличались более значительными организаторскими способностями. Строительство больших общих гробниц, таких как длинные курганы в Вест Кеннете и Белас Кнап, требовало тысячи часов работы многих людей. Подсчитано, что на копание рвов с внешним кольцом грубо современного Виндмилл Хилл в Уилтшире потребовалось 48 000 человеко-часов.
Такие целенаправленные усилия требовали управления, и мы не знаем, был ли это принудительный труд под властью наследственных правителей, или это было действительно общинное предприятие. Мы также пока не понимаем связи между этими усилиями и сравнительно небольшим числом мужчин, женщин и детей, которые были похоронены в гробницах (36 в Уэст-Кеннете, только 15 в Уэйландс Смити в Оксфордшире). Улей Лонг Кэрроу (также известный как Хэтти Пеглерз Томп после своего владельца в 17 веке) - был один из крупнейших неолитических длинных курганов в Глостершире. В нем было найдено от 15 до 20 скелетов, каждый из которых был похоронен с большим количеством могильных принадлежностей. Так были ли это семьи и потомки управленцев или они были удостоены чести по какой-то другой причине? Ответов на эти вопросы пока нет.
Новые символы силы
Строительство Силбери Хилла и более поздних каменных частей Стоунхенджа (около 2500-2000гг. до н.э.) было бесконечно грозным подвигом логистики. Транспортировка голубых камней из юго-западного Уэльса и гораздо более тяжелых сарсенов с Мальборо предполагает влияние, выходящее далеко за пределы равнины Солсбери. Об этом же говорят близлежащие захоронения людей из отдаленных уголков Британии и, в случае с Эймсберийским лучником (похоронен около 2400 г. до н.э.), с Континента.
Завершение строительства таких великих памятников, как Стоунхендж, должно быть, придало их покровителям огромный престиж.
Однако с раннего бронзового века индивидуальная власть и престиж выражались по-новому: через обустройство захоронений в круглых курганах с великолепными могильными изделиями. Лишь немногие из них были более впечатляющими, чем найденные в Буш Барроу близ Стоунхенджа (1900-1700гг. до н.э.): золотой ромбовидный нагрудник, огромный бронзовый кинжал с ручкой, инкрустированной крошечными золотыми булавками, и "скипетр" с окаменелостной головой.
Городища железного века
Какой бы ни была их оборонительная функция, городища, типичные для Железного века (800 г. до н.э. - 50 г. н.э.), скорее были прямолинейными символами власти целых племен или (более вероятно) отдельных вождей или династий.
Другим средством выражения престижа было публичное жертвоприношение таких ценностей, как бронзовые щиты, которые бросали в реки и болота. И наоборот, в это время богатые захоронения железного века становятся редкими. Заметным исключением является только Лексден Тумулус близ Колчестера. Оно было украшено престижными предметами, указывающими на связь с Римом, и датируется примерно 10 г. до н.э. Его обитателем, вероятно, был Аддедомар, царь местного племени триновантов, узнаваемый только по его чеканке - еще одному новому символу власти.
Римские источники вообще с того времени позволяют нам узнать имена правителям на Британских островах: Кассивелаун, противник Цезаря в 54 г. до н.э.; Кунобелин (шекспировский "Цимбелин") и его сын Каратак, возглавивший сопротивление римскому вторжению в 43 г. н.э.
Они также описывают соперничество между племенами и даже внутри династий.
Проримская королева Бриганты Картимандуя, которая развелась и свергла своего антиримского мужа, Венутия, и, конечно же, Боудикка из Ицены, напоминают, что власть в позднедревней Британии осуществлялась не только мужчинами.