Если честно, я не люблю учить лепить из пластилина. Ни детей, ни взрослых. Я вообще тупая не понимаю суть слова «учить» — то есть, согласно С.И. Ожегову, «наставлять, передавать свой опыт, свои взгляды».
Вам, извините, нужен мой опыт? Или мои взгляды? Ага.
Для меня процесс лепки — это процесс, в котором я на подхвате. Задача — помочь ребенку слепить что-то самому. Моя цель — чтобы он наработал свой опыт. На 100% это, конечно, возможно только в индивидуальной работе, поэтому слова мои направлены в мамские уши))
Когда вы садитесь лепить с ребенком — вы делаете это зачем?
Что бы вы сейчас про себя ни ответили, все сведется к двум вариантам: «так хочу» или «так надо». Причем во вторую группу войдут ответы и про необходимость развития мелкой моторики, и про научение чему-то, что ребенок должен знать и уметь, и про «мы команда и все делаем вместе».
Но открою вам один секрет: вариант «так надо» — гиблая вещь. В нем нет ни радости, ни силы, ни ресурса для развития. Это принудиловка, мягкая или жесткая. А за ней — страх.
Да, банальный страх и неуверенность.
Что мой ребенок не сможет то, что могут другие и
— над ним будут смеяться или ругать его, или отнесутся с презрением,
— обо мне скажут, что я плохая мама и я буду согласна с этим,
— я не оправдаю взятый на себя зарок «я всегда, всегда буду хорошей мамой»,
— моя мама меня не одобрит,
— мне нечем будет похвастаться перед знакомыми,
— я провалю миссию «вырастить гения»
и много чего еще.
Умение лепить — это не самоцель. Практичнее тогда уж научить ребенка класть кирпич. Хоть дом потом себе сможет построить. Лепка из пластилина, из теста, из глины — это способ развития и познания.
Да, развитие мелкой моторики, речи, усидчивости, воображения, наблюдательности и т.д. А для чего? Для гармоничного развития в целом, для того чтобы этот маленький человечек вырос и смог реализовать свои способности и таланты, какими бы они ни были.
Для этого нужна свобода делать то и так, как ты хочешь. Я считаю, это очень важно.
Если мама выбирает, кого лепить, как лепить и потом еще решит, что делать с поделкой — от таких «занятий» большой пользы не будет.
Не уговаривайте, заразите!
Ребенка нельзя уговаривать делать что-то. Уговаривая, как бы мягко вы это ни делали, вы давите. Заразите! Сядьте и слепите, мурлыкая что-то эдакое. Похвастайтесь перед ребенком и всеми родными, напроситесь на похвалу, расскажите малышу, как вы старались и что у вас не получалось-не получалось, а теперь ух и получилось! Здорово, правда?
Дайте выбор
Слепите несколько поделок и предложите сделать того, кто больше понравится. Или положите перед ребенком книгу по лепке. Или распечатанные картинки из интернета. Купите новую коробку пластилина. От старой осталось много «огрызков»? Снимите стеком испачканное и смешайте на досуге близкие цвета. Пусть в вашей палитре будут не только фабричный зеленый. но и его оттенки. Хранить такие запасы можно хоть в спичечных коробках, хоть в коробке-органайзере.
Поощряйте фантазию
Зеленая кошка? Ух ты, она что, залезла к бабушке на грядку и съела все огурцы? Или она решила замаскироваться в траве и покрасилась зеленой краской? А может быть, она упала и пришла к доктору Айболиту, а тот стал мазать страдалице лапу, чихнул и вылил на кошку весь пузырек зеленки?
Кто сделал — тот и хозяин
После того, как поделка сделана, ребенок — единственный и полноправный ее владелец и взрослый не имеет права, да именно так, не имеет права ею распоряжаться. Хочет ребенок поделку ломать — пусть ломает. Вы думаете дети идиоты и не понимают, что в их поделках часто нет ни красоты, ни гармонии? Они это прекрасно чувствуют, но вот сделать иначе пока не могут.
Хочет сохранить — пусть хранит, надолго их все равно не хватает))
Лучше меньше да лучше
Есть мнение, что дети от лепки быстро устают. Вот, вроде бы, только пришли, слепили и все, ребенок прямым текстом говорит, что он устал и хочет домой. Но! С теми же машинками ребенок может заниматься часами и никакой усталости.
Дело не в том, что ребенок устает от физического усилия и однообразной позы (хотя если дома есть возможность лепить стоя, то лучше так). Он устает, реально устает от умственной нагрузки. В процессе лепки ребенок получает очень большое количество сложной (это для нас она простая) практической информации. И всю ее надо переварить и усвоить.
Хотите почувствовать то, что чувствует в это время ваш ребенок? Возьмите пару уроков иностранного языка. Или, если говорим про руки, сходите на мастер-класс к гончару. И прислушайтесь потом к своему самочувствию))
Одним словом, лепка — это не уроки, не занятия, это живейший творческий процесс.
Больше пластилиновых уроков на http://mnovackaya.com/
Идеи лепки со всего мира https://www.instagram.com/mnovackaya_art/