Найти тему
ScienceMe

Константин Плотников об искусствоведении, "мире искусства" и творчестве Н. Сафронова

В самоизоляции команда ScienceMe продолжает проводить лекции и дискуссии. С искусствоведом Константином Плотниковым мы провели уже две встречи: о покое и одиночества в творчестве русских художников и о физике и метафизике света. А еще мы поговорили с Константином о развитии искусствоведения как научного знания, о концепции "мир искусства" и ценно ли искусство Н. Сафронова. Делимся с вами разговором.

Константин Плотников — кандидат филологических наук, искусствовед, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХИГС, доцент гуманитарного факультета НИУ ВШЭ.

С чего началась история искусствоведения как отдельного исследовательского направления?

Считается, что первым искусствоведом был Джорджо Вазари, итальянский исследователь и художник эпохи Возрождения, написавший “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, куда вошли биографии известных художников того времени. Но если говорить об искусствоведении как о строгой науке, то следует упомянуть в первую очередь немецкую традицию и немецкую школу исторического знания и искусствоведческого в том числе.  Фигура номер один здесь — Иоганн Винкельманн (XVIII в.). С него начинается история искусствоведения как науки. Еще одно важное имя, которое стоит упомянуть, — Генрих Вёльфлин.

Ангелика Кауфман. Портрет И.И. Винкельманна.  Масло, холст.                                               1764. Художественный музей, Цюрих
Ангелика Кауфман. Портрет И.И. Винкельманна. Масло, холст. 1764. Художественный музей, Цюрих

Повлияла ли демократизация искусства на развитие искусствоведения? 

Демократизация искусства, если мы говорим о XX в., конечно повлияла на искусствоведение. Но все же история искусств — это в первую очередь изучение прошлого. За актуальные современные процессы в искусстве отвечают художественные критики и вообще все представители так называемого “мира искусства”. “Мир искусства” — это понятие, которое ввел американский искусствовед Артур Данто. Он считал, что “мир искусства” —  музейщики, галерейщики, аукционные дома, художники и критики —  определяет ценностные ориентиры для всего общества, создает дискуссию вокруг искусства и пытается зафиксировать, что ценно, а что нет, что интересно, а что менее важно. 

Мне кажется, что идея “мира искусства” очень хорошо работает до сих пор. Она легла в основу институциональной критики. Джордж Дики, ученик Артура Данто, предложил задать вопрос: почему институции культуры формируют для всего общества ценности, говоря, что один художник замечательный и дорогой, а другой — нет? Почему банан Маурицио Каттелана —  это хорошо, и за него стоит заплатить много денег? Потому что есть сообщество, можно сказать, мирового масштаба, которое говорит, что Каттелан — великий художник. Ценности определяет вот это мировое сообщество, которое объявляет художника значимым. 

Точно также функционируют интеллектуальные сообщества, которые обозначают, кто достоин внимания в академическом мире. Становится неважным, что ты делаешь, теперь важно, кто ты такой. И если ты Сергей Шнуров, твое появление в Третьяковской галерее вызовет хайп, и множество людей, до этого в галерее не бывавших, захотят посетить ее. Может быть, какой-нибудь искусствовед мог бы провести намного более интересную и глубокую беседу с Зельфирой Трегуловой. Но это никому не интересно, и pr-отдел Третьяковки приглашает Шнурова. Точно так же не важно, что сделал художник, главное то, как его продвигают и как он выходит на рынок искусства. 

Маурицио Каттелан. Комедиант. 2019
Маурицио Каттелан. Комедиант. 2019

Но это касается, скорее, только современного искусства? 

Да. В истории искусства уже определена иерархия, определены авторитеты и ценник. Конечно, ценник постепенно может меняться: то, что было менее дорогим, начинают оценивать выше. Почему? Появляются люди, которые начинают вкладываться, например, в голландскую школу XVII в. И хотя они декларируют приверженность культуре, высокому искусству, подспудно они все равно преследуют коммерческие цели. 

Все же существуют какие-то критерии в классическом искусстве, которые определяют, что есть хорошо?

Как я говорил, в искусствоведении мы уже знаем все эти имена, выработана иерархия. А дальше это вопрос вкуса. Кому-то нравится Маковский, кому-то нравится салонная живопись. Кто-то даже покупает ее. Это неплохо и гораздо лучше, чем если бы эти же люди покупали Никаса Сафронова, который стоит за чертой мира искусства. 

Юрий Лужков и Никас Сафронов
Юрий Лужков и Никас Сафронов

А есть ли логичное и рациональное обоснование, почему работы Сафронова или того же Шилова нельзя считать хорошим искусством?

Можно было бы провести стилистический анализ или посмотреть на то, какая школа у них, какой рисунок… Возможно, они останутся в истории как некий элемент культуры 90-х. Но это будет рассматриваться как симптоматика времени, связанная с эпохой Лужкова. Может быть, лет через 20 найдутся энтузиасты, которые предложат сохранить постройки Лужкова. Хотя в общем-то понятно, что эта архитектура совершенно отвратительна с позиций высокой эстетики. Но если я как искусствовед говорю “высокая эстетика”, это значит, что выстраиваю иерархию и мыслю как человек не XXI в., а XIX или начала XX. Культура постмодерна размывает границы, и единственным критерием становятся стоимость. Мне не близок такой подход. Я считаю, что все же существуют критерии, что можно считать хорошим искусством, а что плохим. Это не вопрос вкуса. Допустим, мне не нравится стиль модерн, и я не очень люблю особняки Шехтеля, но я прекрасно понимаю, что его постройки обладают художественной и исторической ценностью, а значит, их нужно сохранять.

Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.

А о предстоящих мероприятиях вы можете узнать на сайте.