Нам сегодня трудно понять, почему наши солдаты во время войны нарушали все мыслимые и немыслимые правила ведения боя и не считали себя побеждёнными, оказавшись в окружении врагов вдвоём или даже в полном одиночестве. Это может показаться кому-то неразумным, но у наших солдат была своя логика. В чём она? Ответ на этот вопрос даёт Вениамин Александрович Каверин, поставив проблему проявления героизма в годы войны.
Главные герои произведения - "кандидат филологических наук младший лейтенант Лев Никольский" и "разведчик Петя Данилов, любимец всего полка, талантливый и умный парень, писавший стихи и читавший их вслух в самые горячие минуты боя.... раненный в грудь навылет". Невозможно себе представить нам сегодня, что эти двое, окружённые со всех сторон, решили сражаться до конца. Лейтенант стал пробираться к вражескому орудию, а раненый Петя прикрывал товарища, читая стихи:
Не снятся ль тебе наши встречи
На улице в жуткий мороз,
Иль наши любовные речи
И ласки, и ласки до слёз.
Представим только: смертельно раненный человек стреляет из пулемёта по врагам и читает при этом стихи! Чем это чудо можно объяснить? Только неимоверной силой духа, когда на грани жизни и смерти всё теряет смысл, кроме воспоминаний о былом счастье и стремления всё отдать, чтобы другие юноши и девушки имели возможность испытать такое же счастье.
Тем же стремлением был движим лейтенант Никольский, проибраясь невидимой тропкой к орудию в тылу немцев и потом отправляя снаряд за снарядом: "За стихи, которые Петя читал... за дымящиеся развалины...за ограбленных женщин и детей... за горе каждой семьи...за Аню с маленьким сыном, которых он, может быть, никогда не увидит...". Это понятно только тем, кто всё имел и всё утратил по вине врагов, растоптавших святыню - счастье мирной жизни.
Авторская позиция открыто не выражена в тексте, но догадаться нам помогает героический пафос, например вот тут: "... защищало подразделение, состоящее из двенадцати убитых, одного серьёзно раненного и одного живого". Подвиг наших солдат заключается в готовности сражаться с врагом несмотря ни на что.
Я полностью разделяю позицию Вениамина Александровича Каверина, ведь в этом нас убеждают и другие писатели. Самое, по-моему, впечатляющее произведение - это повесть Бориса Львовича Васильева "В списках не значился". Николай Плужников, герой повести, встретил войну в первый же её день - он был одним из защитников Брестской крепости. В конце произведения - он был последним её защитником. Когда ему пришлось выйти к врагам из своего убежища, то на вопрос о фамилии, имени и звании он ответил: "Я русский солдат!" Он был ужасно измучен, обморожен, изуродован, но немецы во главе с генералом оказали ему высшие почести.
Разве можно победить наших солдат, сражающихся вне всякой здравого смысла, подчиняясь только своей логике? Кто познал настоящее счастье, тот способен бороться до последней капли крови ради любви к своим близким, к своей стране и ко всему народу.