Эта земля с фантастическими пейзажами и потрясающими ландшафтами имеет очень длинную и интересную историю. Без неё не понять, когда и зачем здесь однажды поселились люди, кем они были, чьими руками сотворены такие причудливые жилища в камне, что до сих пор нас изумляют.
Каппадокия — историческое название местности, употребляющееся со времён античности до наших дней. Знаменита чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и большим количеством пещерных монастырей со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самое первое упоминание Каппадокии датируется концом VI века до н. э., когда она появляется в трёхъязычных надписях стран Персидской державы. Название Хаспадуйя (Haspaduya), по мнению некоторых исследователей, произошло от иранского Huw-aspa-dahyu- — «страна прекрасных лошадей». Мне кажется, что именно эту версию нужно оставить за правильную по двум причинам: это очень красиво звучит и прекрасные лошади в Каппадокии и сейчас встречаются.
В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, откуда расселялись по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели приходили на эту землю, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Зачастую лишь в виде развалин. Но и они способны рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии — царстве хеттов. Именно с хеттов и начинается история Каппадокии.
В XVII веке до н. э. властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш, который его потомки увековечили храмами и скальным святилищем. Государство скотоводов, писцов и солдат просуществовало около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов приводили в ужас народы Малой Азии. Их стремительный натиск с трудом сдерживали Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны — около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив после себя лишь развалины мощных стен и бесценную коллекцию клинописи.
Далее наступила персидская эпоха, растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., не оставившая исторических памятников. Персы больше запомнились своими разрушениями, а не созиданием. Хотя в Каппадокии, где проживали знатные персы, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии. Но именно они, как я уже писала выше, дали название этому краю - Каппадокия.
Александр Великий в этих землях оставил короткий, но яркий след. За всего одиннадцать лет - с момента вторжения и до своей смерти — он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии — греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали использовать греческий язык в качестве основного. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского, положил Рим, который со 190 г. до н. э. постепенно присоединял Анатолию к своей огромной империи.
В 17 году н. э. Тиберий сделал всю эту землю Римской провинцией. Тогда же главный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город называется Кайсери. Каппадокия тесно связана с христианством. Зародившись в римской Палестине, эта религия быстро закрепилась в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.
В III веке Каппадокия становится одним из центров христианства, но наибольшего своего расцвета она достигает во времена Византийской империи. В IV веке здесь возникают монашество и аскетизм. В первые двести пятьдесят лет христианства монахов как таковых не было. Однако постепенно среди “святых людей”, которые отделяли себя от остальной общины с помощью воздержания и жизни в посте и молитве, появилась идея монаха (по-гречески “одинокого”). В 360 г. Василий Кесарийский и Григорий Богослов (Каппадокийские отцы) написали свод правил для возникающих монастырей — эти правила до сих пор действуют в Греческой православной церкви. В это время множество монахов селилось в каппадокийских долинах, вырубая в скалах целые монастыри. На землях Каппадокии насчитывается три тысячи скальных церквей. До сих пор время от времени здесь находят всё новые пещеры и даже новые подземные города.
Каппадокия как “страна церквей” просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя ослабевала. Многочисленные набеги тюркских племен постепенно подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков. Несмотря на существенное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и выкупил себе жизнь за часть своих земель. К их числу принадлежала и Каппадокия… Сельджуки оказались достаточно терпимы к христианству, и монастыри могли продолжать своё существование без помех. Однако коммуны стали распадаться, а большая часть их обитателей занялась земледелием.
Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла другая религия. Именно с этого момента сельджуки начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью, входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал там выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и трагически: в поисках “последнего моря” в Анатолию нагрянули орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому до того воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, — ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и, собственно, всей Османской империи.
В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания Турецкой Республики), а Каппадокия в ее составе постепенно превратилась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но не перестала изумлять мир своей красотой.
Туристическая слава пришла в эти места в 80-е годы 20-го века, когда сюда активно стали приезжать туристы из Европы. И по сей день интерес к Каппадокии не ослабевает.
Продолжение следует...
Если вам интересна Каппадокия, возможны будут любопытны и другие мои статьи о ней:
Страшно прекрасная Каппадокия
Коротко об истории Каппадокии
Лохматые "гиды" Каппадокии
Каппадокия. Жилища в скалах
Самостоятельно в Каппадокию. День 1. Гёреме
Самостоятельно в Каппадокию. День 2. Шары
Самостоятельно в Каппадокию. День 2. Окрестности Гёреме
Самостоятельно в Каппадокию. День 2. Учхисар
Самостоятельно в Каппадокию. День 3. Долина Любви
ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ КАНАЛА и немного об авторах
Не стесняйтесь нажимать 👍 и подписываться на канал - у меня ещё много историй 😜