Картины испанского художника Диего Веласкеса отличаются невероятным реализмом. Это касается и религиозной живописи.
Полотно «Христос на кресте» создано Веласкесом по просьбе короля Испании Филиппа IV для монастыря Сан Пласидо в Мадриде. Год создания картины – 1632 – приблизителен. Известно точно, что «Христос на кресте» был написан после путешествия Веласкеса в Италию в 1629-1631 года, куда он отправлялся для совершенствования своего мастерства.
Художник стремился максимально человечно отнестись к изображению Христа, поэтому картина отличается от других произведений с подобным сюжетом. В цветовой гамме нет ярких цветов, композиция в целом лишена надрыва и излишней трагичности, картина исполнена аккуратно и реалистично. Чтобы избежать изображения страданий, Веласкес даже прикрыл лицо Иисуса длинными свисающими волосами. Кроме того, ореол вокруг головы Спасителя не случаен: он показывает, что Сын Божий уже вошел в Царство Небесное.
Стиль картины – классицизм. Это необычно для XVII века, когда царила барочная живопись. Полотно не заставляет зрителя испытывать яркие эмоции – наоборот, оно полно спокойствия и христианского смирения. На картине нет лишних элементов, все внимание сосредоточено на идеализированном теле Христа. Можно заметить и влияние Микеланджело: оно проявляется в резком контрасте между темным фоном и неестественно освещенным распятием.
Веласкес, очевидно, вдохновлялся своим учителем Франсиско Пачеко. Это отображается в позе Иисуса: его руки образуют дугу, а не треугольник, как на многих других картинах; голова падает на грудь, ноги расположены вместе; набедренная повязка довольно мала, зритель видит большую часть тела Христа; ладони и стопы прибиты к кресту четырьмя гвоздями.
В настоящее время картина находится в национальном музее Прадо в Мадриде.