Многие вопрошают, каков прок от карантинных мер, если всё равно рано или поздно мы все умрём все восприимчивые к новому коронавирусу им переболеют. Стоит ли подрывать экономику, парализуя перемещения людей, запрещая массовые мероприятия и останавливая целые производства?
На самом деле смысл в этих непопулярных мерах есть и заключается он в попытке растянуть эпидемию во времени. Одно дело, когда половина жителей города переболевают друг за другом в течение года или нескольких лет, и совсем другое — когда то же количество людей заболевает за квартал. Даже с учётом относительно невысокой летальности 0,3–0,7% нового коронавируса для всех, а не только учтенных инфицированных (для сезонного гриппа летальность = 0,03–0,1%) и того факта, что подавляющее большинство людей переносят инфекцию в лёгких формах, не требующих никакого специального лечения, — в случае массового инфицирования населения неизбежно возникнет коллапс системы здравоохранения, да и многих других сфер.
Стадион в Ухани, экстренно перепрофилированный под лазарет
С сотней тяжелых стариков крупная столичная клиника ещё справится, с тысячами — нет. Ни в одном, даже самом процветающем государстве, нет такого запаса прочности по наличию отделений интенсивной терапии, запасов медикаментов и расходных материалов, а главное — нет столько медперсонала (а ведь именно медработники больше всех рискуют заразиться). При этом люди продолжают болеть и другими хворобами, и скорая или реанимация бывают нужны не только престарелым, но и больным детям и лицам трудоспособного возраста. Только представьте себе ситуацию, когда все силы брошены на эпидемию и четверть врачей и медсестер сами в лёжке!
Примерно такую картину мы наблюдаемсейчас на севере Италии, где плановые операции отменены, операционные перепрофилированы в реанимации, а стариков за 70 уже не госпитализируют, ибо целесообразнее спасать тех, у кого больше шансов (триаж). Всё это обусловливает высокую текущую летальность (crude mortality — доля умерших не от всех, а только от зарегистрированных симтоматических случаев) > 5%. Совсем другая картина в Германии, где больницы пока ещё справляются — более 1000 больных и пока ни одной смерти. Подобное наблюдалось и в Китае: в первичном очаге в провинции Хубэй летальность составила 4,4%, тогда как в соседней провинции Чжэцзян из 1215 заболевших умер только 1 (летальность = 0,08%, то есть как при сезонном гриппе), и продолжают болеть всего 53 человека.