Найти в Дзене
niponil

Хорошо, что нет Царя

Ну, опять выступил... Ну, услышали... Ну, в общем, всё ясно насчёт государственной помощи населению. Наша экономика и без всяких кризисов была не вполне нормальной с точки зрения устойчивости и эффективности - с колоссальными диспропорциями в сторону экспорта природных ресурсов и с тоормозящей экономическое развитие институциональной многоукладностью. Кризис больно накажет нас за первое, а нерешительность и какие-то глубоко укоренившиеся фобии власти значительно усугубят второе. Когда государство фактически самоустраняется от решения жизненно важных проблем, пытаясь заменить прямую денежную помощь красивыми словами и обещаниями, то людям ничего другого не остаётся, кроме поиска альтернативных, народных средств для выживания. Природа не терпит пустоты. Параллельная экономика России сейчас получит новый импульс для значительного расширения, когда миллионы людей либо станут вынужденными предпринимателями в теневом секторе, либо вольются в ряды занятых в неучитываемом статистикой производ
Photo by Nathan Anderson on Unsplash
Photo by Nathan Anderson on Unsplash

Ну, опять выступил... Ну, услышали... Ну, в общем, всё ясно насчёт государственной помощи населению.

Наша экономика и без всяких кризисов была не вполне нормальной с точки зрения устойчивости и эффективности - с колоссальными диспропорциями в сторону экспорта природных ресурсов и с тоормозящей экономическое развитие институциональной многоукладностью. Кризис больно накажет нас за первое, а нерешительность и какие-то глубоко укоренившиеся фобии власти значительно усугубят второе. Когда государство фактически самоустраняется от решения жизненно важных проблем, пытаясь заменить прямую денежную помощь красивыми словами и обещаниями, то людям ничего другого не остаётся, кроме поиска альтернативных, народных средств для выживания. Природа не терпит пустоты.

Параллельная экономика России сейчас получит новый импульс для значительного расширения, когда миллионы людей либо станут вынужденными предпринимателями в теневом секторе, либо вольются в ряды занятых в неучитываемом статистикой производстве. Всем уволенным в ходе неизбежной оптимизации затрат с государственных предприятий и всем оставшимся без работы из-за закрытия "белых" предприятий малого и среднего бизнеса нужно будет срочно искать новые источники регулярного дохода, потому что сбережений сейчас нет практически ни у кого. В "красном", гаражном секторе российской экономики ещё до наступления кризиса работало больше трети из всех тех, кто в стране работал - это, на секундочку, порядка 20 миллионов человек, по довольно скромным оценкам. Сейчас к ним прибавится ещё миллионов десять, и теневой бизнес вообще станет крупнейшим работодателем в стране. Я тут позволю себе повтор, чтобы подчеркнуть чудовищный смысл сказанного - подпольная экономика вполне может стать крупнейшим работодателем!

В этом есть и хорошая сторона. Предприимчивые люди и квалифицированные работники со здоровой трудовой этикой не останутся без дела и сохранят себя до тех времён, которые всё чаще называют Прекрасной Россией Будущего. Но на этом всё хорошее в данной ситуации и заканчивается, потому что теневой сектор не может дать деятельному человеку двух чрезвычайно важных вещей - развития и защиты. Микробизнесы гаражной экономики не могут нормально развиваться в условиях подпольного существования. Они не могут профинансировать расширение и технологическое переоснащение, не засветившись и не подвергая себя риску быть обнаруженными. Кроме того, они крайне уязвимы перед организованной преступностью и государственной властью. Это тупиковый путь для экономики России. Выживание и развитие - это совершенно разные бизнес-стратегии.

Это реальная угроза для России. Экономическая и социальная. Когда люди начинают понимать, что никто нам не поможет и не надо помогать...

***

Можно лайкнуть, легко подписаться.

В тексте использованы строчки из стихотворения Георгия Иванова, написанные в 1930 году.