Найти тему
Chinese cat

Династия Хань самая могущественная в истории Китая Часть 2

Оглавление

Династия Западная Хань

400-летняя история Китая при Хань разделена на две части. Первые двести лет называются Западная Хань (206 г. до н.э. - 2 г. н.э.), так как ее столицей был западный город Сиань; последние два столетия называются Восточная Хань (25-220 г. н.э.), так как столица располагалась в Лояне, дальше на восток. Эти два периода разделены властью неханьского императора Ван Мана, закончившегося во времена великого хаоса и страданий.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/11/10/15/21/china-3806847_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/11/10/15/21/china-3806847_960_720.jpg

Подчиненные королевства в пределах империи Хань

Основатель империи Хань Гаозу был вынужден покинуть провинции, разделенные между его собственными губернаторами на западе и различными королями на востоке - все они, кроме одного, были представителями его семейной ветви.

После того, как некоторые из царей были вовлечены в опасное восстание, в 154 г. до н.э. размер и количество царств было сокращено, а власть царей была сильно ограничена даже в пределах их царств. Со временем все больше и больше царств было упразднено, и провинции под руководством назначенных наместников стали охватывать большую часть империи.

Основатель империи Хань Гаозу не следовал какой-либо определенной школе мысли; он просто действовал в соответствии с тем, что казалось лучшим в тот или иной момент времени. В последующие поколения, однако, все изменилось. Ханьские кронпринцы получили лучшее образование, под руководством лучших учителей - которые случайно оказались конфуцианскими учеными. Естественно, что когда князья сами стали императорами, они должны были отдавать предпочтение конфуцианству, и вскоре это стало официальной философией правления.

Двойное наследие

Империя Хань, таким образом, пришла к своим корням в двух противоречивых школах мысли - легализме и конфуцианстве. В практическом плане Хань правила согласно принципам легализма. Они сохранили большую часть свода законов Цинь, который был основан на принципах легализма. Даже идея о групповой ответственности за преступления была сохранена. От народа требовалось без сомнений подчиняться закону, он должен был платить налоги, работать над государственными проектами и служить в императорской армии.

Все эти обязательства были наложены на китайский народ легалистическим режимом династии Цинь.

Государственная служба

Прежде всего, ханьские императоры управляли своей империей через огромную государственную службу, которую сначала создавали легалистические цинские министры, а затем захватывали и расширяли ханьцы. Эта огромная бюрократия была укомплектована чиновниками, которые назначались и продвигались по службе по заслугам (идея легалиста), независимо от их семейного происхождения (хотя большинство из них были дворянами, так как те, кто находился ниже по социальной лестнице, не могли позволить себе долгие годы образования, необходимого для того, чтобы начать официальную карьеру).

Правители конфуцианства

С другой стороны, Хань представляла себя в качестве конфуцианских правителей и призывала народ жить по конфуцианским принципам.

Это было полезно, так как это подчеркивало добродетель уважения к старшим и послушания правителям. Со своей стороны, ханьцы утверждали, что, следуя конфуцианским наставлениям, они управляют в интересах всего народа.

И это не было пустым притязанием. Следуя примеру основателей Хань, ханьский закон, хотя и основывался на законе Цинь, был более мягким, а наказания - менее строгими. Хотя они не снимали с народа обязанности нести трудовую повинность, платить налоги или служить в армии, Хань сделал эти обязанности легче для них, чем они были при Цинь.

Ханьские чиновники, хотя и назначались за свою эффективность, обучались конфуцианскому языку, исходя из основополагающей идеи о том, что губернаторы должны служить народу. Даже большинство самих ханьских императоров искренне следовали наставлениям Конфуция о том, что сначала нужно искать благосостояния народа.

Одним из конкретных результатов такого отношения к правлению стало создание сети "обычных зернохранилищ" по всему Китаю, чтобы помочь крестьянам пережить времена плохого урожая и голода.

Это может показаться нам странной ситуацией - две противоречивые философии, работающие при одном и том же режиме; но это сработало. Бывшая империя Хань была почти наверняка лучшим управляемым государством в мире в свое время. Правительственная машина работала хорошо, привнося высокие стандарты справедливости и порядка в земли, которые она контролировала. Ее должностные лица были дееспособными, хорошо образованными и по тем временам честными. Их назначали за их интеллект и продвигали по службе, основываясь на их опыте и работе.