Микеланджело, Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска
Сикстинская капелла является одним из самых известных расписных внутренних пространств в мире, и практически вся эта слава происходит от захватывающей дух картины ее потолка, датируемой примерно 1508-1512 годами. Часовня была построена в 1479 году под руководством папы Сикста IV, который дал ей свое имя («Сикстинская» происходит от «Сикста»). Расположение здания очень близко к базилике Святого Петра и двору Бельведер в Ватикане. Одной из функций этого пространства было служить местом сбора кардиналов католической церкви для избрания нового папы. Даже сегодня он используется для этой цели, в том числе на недавних выборах Папы Франциска в марте 2013 года.
Первоначально сводчатый потолок Сикстинской капеллы был выкрашен в синий цвет и покрыт золотыми звездами. Стены были украшены фресками разных художников, таких как Пьетро Перуджино, который нарисовал Христа, доставляющего ключи от Святого Петра в 1482 году.
В 1508 году папа Юлий II (правил в 1503-1513 годах) нанял Микеланджело для росписи потолка часовни, а не для того, чтобы она выглядела так, как раньше. До этого времени Микеланджело получил известность благодаря своей работе скульптора, работавшего над такими великими произведениями, как Пьета и Давид. Однако его не очень уважали за его работу с кистью. По словам Вазари, причиной, по которой Юлий поручил столь высокое задание Микеланджело, было подстрекательство двух его художественных соперников - художника Рафаэля и архитектора Браманте. Вазари говорит, что оба надеялись, что Микеланджело упадет, потому что он был менее склонен к живописи, чем к скульптуре, или, наоборот, он вырастет настолько раздраженным Юлием, что захочет вообще уехать из Рима.
Однако вместо того, чтобы упасть ему в лицо, Микеланджело встал перед задачей создать один из шедевров западного искусства. Программа потолка, которая, вероятно, была сформулирована с помощью теолога из Ватикана, сосредоточена вокруг нескольких сцен из Ветхого Завета, начиная с Сотворения мира и заканчивая историей о Ное и Потопе. Картины ориентированы так, что для просмотра их правой стороной зритель должен быть лицом к алтарю на дальней стороне стены алтаря. Последовательность начинается с Творения над алтарем и продвигается к входной стороне часовни на другой стороне комнаты.
Микеланджело начал рисовать в 1508 году и продолжал до 1512 года. Он начал с росписи фрески Ноя (входная сторона часовни), но как только он закончил эту сцену, он снял леса и взял то, что закончил. Понимая, что фигуры были слишком малы, чтобы служить своей цели на потолке, он решил использовать более крупные фигуры в своих последующих сценах с фресками. Таким образом, когда картины двигались к алтарной стороне часовни, фигуры стали больше, а также выразительнее движения. Две из самых важных сцен на потолке - его фрески «Сотворение Адама» и «Падение Адама и Евы / Изгнание из сада». Чтобы создать центральные сцены Ветхого Завета, Микеланджело нарисовал вымышленную архитектурную лепнину и поддерживающие статуи по всей длине часовни. Они были окрашены в гризайль (серовато-монохроматическая окраска), что придало им вид бетонных светильников. Под вымышленной архитектурой больше ключевых фигур, нарисованных как часть программы потолка. Эти фигуры расположены в треугольниках над арочными окнами, чем больше сидящих фигур между треугольниками. В первую группу входят ветхозаветные люди, такие как Давид, Иосия и Иессея, - все они считались частью человеческого происхождения Христа. Они дополняли портреты пап, которые были нарисованы на стенах, поскольку папы служили викарием Христа. Таким образом, связи с Христом - как до, так и после - воплощены в этих картинах, которые начинаются на потолке и продолжаются до стен. Фигуры между треугольниками включают в себя фигуры двух разных типов - ветхозаветные пророки и языческие сивиллы.
Гуманисты эпохи Возрождения были бы знакомы с ролью сивиллы в древнем мире, которая предсказывала пришествие спасителя. Для христиан шестнадцатого века это языческое пророчество было истолковано как исполнившееся в пришествии Христа на землю. Поэтому и пророки из Ветхого Завета, и классическая культура пророчествовали об одном и том же грядущем Мессии и изображены здесь. Одна из этих сивил, ливийская сивилла, особенно известна своей скульптурной формой. Она сидит на одежде, надетой на сиденье, и поворачивает тело, чтобы закрыть книгу. Ее вес ложится на пальцы ног, и она смотрит через плечо на нее, в направлении алтаря в часовне. Микеланджело заставил сивиллу реагировать на окружающую среду, в которой она находилась. Говорят, что когда Микеланджело рисовал, он, по сути, рисовал скульптуры на своих поверхностях. Это явно имеет место в потолке Сикстинской капеллы, где он рисовал монументальные фигуры, которые воплощают в себе как силу, так и красоту.