Найти тему
Кинокалендарь

"А вас, Штирлиц, я попрошу остаться": факты о фильме, песни и смешная пародия.

К началу 70-х годов прошлого столетия телевизор в советской семье наконец не роскошь, а полноценный член семьи, с которым всерьез считаются, сверяя ритм жизни с программой передач. Не покидая кресла советский зритель путешествуют вместе с телевизором, отправляясь в заморские страны, страстно следит за трансляциями с хоккейных и футбольных баталий по всему миру, имеет альтернативу кинотеатру в лице "голубого экрана" для просмотра кино. Кстати, об альтернативе. Удержать зрителя у экрана телевизора пока сложно. Пик посещения советских кинотеатров пришелся на конец 60-х-начало 70-х годов. Яркий пример-комедия Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука"-лидер проката 1969 года, фильм вошел в тройку самых посещаемых картин за всю историю советского кинопроката с невероятными 76, 7 млн.зрителей. Многосерийный телевизионный фильм в начале 70-х годов пока в зачаточном состоянии. В 1970 году выходит пятисерийный фильм "Адьютант его превосходительства", в 1971 первые шаги по завоеванию телевизионной аудитории делает детектив "Следствие ведут ЗнаТоКи", семисерийный фильм по роману Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень" идет в течении недели в 1972 году. Все перечисленные выше работы опосредованно готовили почву для главного хита телевидения 70-х.- телесериала режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", во время показа которого пустели улицы советских городов. Далее несколько чрезвычайно любопытных фактов о военной драме про советского разведчика, образ которого был настолько популярен, что нашел своё место даже в анекдотах.

Леонид Броневой в роли Мюллера  и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.
Леонид Броневой в роли Мюллера и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.

Сюжетная линия близкая к реальным событиям:

Срыв сепаратных переговоров между руководителями верхушки Третьего Рейха и представителями Великобритании и США-задание из Центра для разведчика-нелегала Штирлица и канва сюжета телесериала и одноименного романа Юлиана Семенова. События, описанные в романе и телевизионном фильме близки реальным. Известно, что в марте 1945 года в Швейцарии происходили встречи между американским дипломатом Даллесом и генералом СС Вольфом, в ходе переговоров обсуждалась в первую очередь капитуляция немецких войск в Италии. Советскую сторону о ходе переговоров информировали, но представителей пригласить отказались, после чего Сталин прямо обвинил союзников, в том,что они ведут переговоры за спиной СССР. Переговоры продолжились с участием советского представителя, но уже между военными атташе , а не между разведкой и представителем СС. В книге и телесериале Семенов изменил подоплеку швейцарских переговоров. По сценарию фильма генерала Вольфа на переговоры посылает рейсхминистр внутренних дел Гиммлер втайне от Гитлера, в действительности же Вольф в тайне от Гиммлера, но заручившись поддержкой Гитлера встречается с Даллесом. Опасность для Вольфа, таким образом, скорее исходит от Гиммлера, который параллельно разыгрывал свои комбинации в попытках договорится с Западом.

Штирлиц, Исаев, Владимиров.

Впервые Исаев-Штирлиц появляется в романе Семенова" Пароль не нужен" увидевшем свет в 1966 году. По сюжету молодого чекиста Всеволода Владимирова отправляют во Владивосток, где произошел антибольшевистский переворот. При поддержке японцев к власти приходят купцы Меркуловы. Владимиров должен выйти на контакт с Николаем Ванюшиным, с которым работал в пресс-группе Колчака под именем Максима Исаева. Теперь Ванюшин одна из ключевых фигур в правительстве Меркуловых. Следом за за романом "Пароль не нужен" издается роман "Майор Вихрь", где Семенов отводит Штирлицу роль второстепенного персонажа, а из сценария одноименного фильма разведчик и вовсе исчезает. В 1968 году писатель работает над "Мгновениями": романом и сценарием к фильму. Еще до запуска сериала в производство Юлиан Семенов пишет "Бриллиант для диктатуры пролетариата"-первый роман по хронологии из всех книг про Штирлица, в нем писатель подробнее знакомит читателя с биографией молодого разведчика. После всесоюзного успеха телесериала, Семенов продолжает работу над книгами о Штирлице, последняя в которой появиться легендарный разведчик выйдет в 1990 году под названием "Отчаяние" и опишет события происходящие с 1947 по 1953 годы. Владимиров-Исаев-Штирлиц-собирательный образ, работая над которым Семенов, соединил черты многих советских разведчиков: Рихарда Зорге, Вильяма Фишера (Абеля), Николая Кузнецова, Ивана Колоса, Шандора Радо, с последним Семенов был не просто знаком, но и дружил на протяжении многих лет. Одним из самых ценных сведений при создании Штирлица стали материалы о деятельности советского агента в Берлине под прозвищем "Брайтенбах". Будущий гауптштурмфюрер Вилли Леман был завербован советской разведкой в начале 20-х годов. Стремительно продвигаясь по карьерной лестнице к 1936 году Леман начальник контрразведки на военных предприятиях Германии. По одной из версий Леман-один из тех кто сообщил Центру о дате и времени начала германского вторжения на СССР. С началом войны связь с агентом была утеряна и как много позднее стало известно Леман был арестован и расстрелян в 1942 году.

За рулем Штирлицу было о чем подумать.
За рулем Штирлицу было о чем подумать.

Песни:

Предполагалось, что в картине прозвучит двенадцать песен по числу серий телефильма. Авторы посчитали такое количество избыточным и оставили две нам хорошо знакомые: "Мгновения" и "Песня о далекой родине"( "Где-то далеко"). Музыка композитора Микаэла Таривердиева, Вячеслав Тихонов и Элеонора Шашкова в самом пронзительном разговоре без слов:

Исполнителя песен выбирали долго. Пробные записи делали Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Муслим Магомаев, к слову последний был ближе всех чтобы его голос зазвучал в картине, но Татьяна Лиознова забраковала его исполнение. К Иосифу Кобзону режиссер обратилась с просьбой спеть так, чтобы его никто не узнал. На стихи Роберта Рождественского и музыку Микаэла Таривердиева Иосиф Кобзон с самой героической песней советских телесериалов:

Жизнь в цвете:

Кризис оригинальных идей в кино и сериальном производстве порождает многочисленные ремейки, сиквелы, приквелы. Возродить интерес к известной истории или персонажу можно по-разному: помещаешь Шерлока Холмса и доктора Ватсона в наше время и получается один из лучших сериалов десятилетия, раскрашиваешь советский телехит- вызываешь недоумение у зрителя. С целью привлечь к классике молодое поколение 4 мая 2009 года на канале "Россия" вышла колоризированная версия телефильма под названием "Семнадцать мгновений весны". Возвращение легенды!" Вячеслав Тихонов посмотрев цветную версию делился в интервью "Литературной газете": " То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения". Единственным плюсом появления цветных "Мгновений" стала замечательная пародия "Большой разницы":

Народный фольклор:

Герои, которые не оставляют людей равнодушными начинают жить отдельно от своих произведений. Так и Штирлиц перекочевал в анекдоты став одним из самых популярных персонажей коротких и смешных историй. Одни из которых живописуют размышления разведчика:

Штирлиц открыл дверь. Свет зажегся. Штирлиц закрыл дверь. Свет погас. Штирлиц снова открыл дверь. Свет снова зажегся. Штирлиц закрыл дверь. Свет погас. – "Холодильник", – подумал Штирлиц.

Курица клевала носом.
"Наверное не выспалась", - подумал Штирлиц.

Или иронизируют на предмет разговоров с Мюллером:

Штирлец решил разыграть Мюллера:
- А вы знаете, что я русский шпион?
- Нет, не знаю, - в свою очередь разыграл Мюллер Штирлица.

Мюллер вызывает Штирлица и говорит: «Завтра коммунистический субботник, явка обязательна». Штирлиц отвечает: «Есть» и, поняв, что провалился, садится за стол и, не замечая удивленного взгляда Мюллера, пишет: «Я, штандартенфюрер фон Штирлиц, на самом деле являюсь советским разведчиком». Мюллер, прочитав этот рапорт, звонит Шелленбергу и говорит: «Вальтер, зайдите посмотрите, что ваши люди придумывают, чтобы на субботник не ходить».

Друзья, в комментариях делитесь своим мнением о легендарном телесериале и пишите свои любимые анекдоты про Штирлица.

Подписывайтесь на канал. Ставьте "нравится".