Давно хотела сделать такую подборку! Я помню атмосферу в СССР: по одну сторону был материальный, видимый, осязаемый мир. По другую - сфера человеческой фантазии, куда вмещали как религию, так и суеверия. То есть священник оказался в одной компании со своими лютыми врагами:деревенскими ведьмами и всякими гипнотизерами. Итак!
Думаете, художник осуждает гражданина, который обратился к гадалке? Нет. Это критика в адрес некой станции Арташатского района, которая "не предоставила план колхозу имени Парижской Коммуны до первого марта". А человек на картинке не собирательный образ. Из подписи мы узнаем, что это Айк Хачатрян, председатель колхоза. Он говорит цыганке: "Сестричка Фалли, может ты подскажешь, что нам делать?".
Видимо, был скандал на всю республику. раз в главный сатирический журнал Армении попало.
Модные молодые люди гадают на кофейной гуще. Девушка что-то увидела на дне: "Скоро большую сумму получим, сможем поженится". Вообще в шестидесятые много карикатур на тему, что молодые живут за счет родителей, сами не идут работать.
А это уже дела церковные. Очень интересная картинка. Читаем: "Колхоз деревни Арамус (председатель В. Петросян) должен был продать торговым предприятиям 440 центнеров огурцов, но план не был выполнен".
И вот, стоит какой-то мужик на коленях в церкви, ставит богу очень толстую и высокую свечу и говорит:"Дай бог, чтобы у Петросяна и в следующем году огурцов не было".
Это спекулянт, он нажился на беде этого Петросяна. Тоже республиканский скандал, надо полагать.
А вот рисунок из "Крокодила". "Общество по распространению антинаучных знаний". Справа в красной рубахе - священник, он без рясы. Продает святую воду. Дальше, как я поняла, целительница. И наконец самый мутный и таинственный тип - гадает на картах. Я думаю, его так одели чтобы стало понятно: это горожанин, скорее всего у него дома тайно хранится томик Блаватской и доска для спиритических сеансов припасена. Таким образом, у нас тут священник, деревенская бабка и городской оккультист.
Вот. Что скажите?