Практически все законы, связанные с информационными процессами в микропроцессорных системах, применимы и к человеку.
Психику я понимаю, как важнейшее свойство, любого высокоорганизованного биологического субъекта, способное отражать объективную реальность на основе формируемого психического образа и потом позволяющее целесообразно регулировать своё дальнейшее поведение или деятельность. Основными функциями психики являются взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Где отражение несёт в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты, воздействующих на них других объектов. Форма же отражения зависит от формы существования материи.
В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. А следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения – сознанием. Сознание объединяет многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия и этим делает человека Человеком.
Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное “Я” от внешнего окружения, сделать свой внутренний мир, предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Поэтому фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Где сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из главных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук всё более и более расширяется.
Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, хотя я считаю, что не было бы лишним если привлечь и специалистов моей специальности – биомедицинской кибернетики.
Каждая из указанных специальностей изучает только свои узконаправленные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с чем-то целым. Но зато в разработанной мною Информационной медицине всё это плотно связано в единую информационную матрицу.
Так для всеобъемлющей полноты характеристики физического, психического и эмоционального состояния человека, при диагностике, мне пришлось ввести, совершенно новый физический диагностический параметр – средняя несущая резонансная частота. Его диапазон частот находится в пределах от 0,01-13,5 Герц!
Этот параметр собственного резонанса находится в пределах частот нашего мира и даёт более чем исчерпывающую характеристику физического состояния для объектов неживой природы, а также физического, психического, эмоционального состояния и поведенческих реакций для отражения биологических объектов. Одновременно возможность изменения собственного резонанса может служить как средство управления психическими процессами и состояниями, ориентированные на индивидуальные особенности человека.
Для диагностики похожих состояний людей в медицине используется электроэнцефалограмма головного мозга. Так при её использовании основными биоэлектрическими ритмами головного мозга во время бодрствования являются альфа ритмы – с частотой около 10 Гц и амплитудой 50–100 мкВ. Одновременно регистрируются также другие ритмы, как более низкие – дельта и тета ритмы с частотой 2–4 и 5–7 Гц, так и более высокие – бета-ритмы 13–30 сек, но с невысокой амплитудой, поэтому они перекрываются альфа-колебаниями.
Например, при переходе ко сну доминирующими становятся медленные колебания, а альфа-ритм исчезает. Во время поверхностного сна появляется веретенообразный ритм с 14-18 колебаний в секунду, но при появлении первых веретен сознание отключается.
В дельта сне появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта сон включает в себя две стадии, когда на 3-й стадии волны занимают до 40% всей ЭЭГ, на 4-й, более 50%. Это глубокий сон, где мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, а ритм дыхания и пульс становятся намного реже, температура тела понижается. Пробудить человека из дельты сна очень трудно и, как правило, разбуженный в этой фазе сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки, сокращая время, проведенное им во сне. Дельта сон, как период наибольшего отключения сознания от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.
Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Здесь усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими сокращениями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна, как парадоксальный сон.
При нём происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, что чередуется серией частых вдохов и выдохов с промежуточными паузами. Здесь же выделяется эпизодический подъем и последующий спад кровяного давления. Можно наблюдать быстрые движения глаз под закрытыми веками. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и, если человека разбудить в этот период – он чётко может рассказать, что ему приснилось.
При сильном возбуждении на фоне нарушения альфа-ритма выявляются резкие изменения, которые проявляются в усилении медленных колебаний, иногда и бета-ритмов, нарушении регулярности и частоты альфа-ритма. Эти и другие изменения носят неспецифический характер.
С развитием КТ и МРТ диагностики электроэнцефалография ЭЭГ головного мозга у здоровых взрослых и детей утратила свою роль в объективизации локальных поражений мозга. Однако она осталась незаменимой для оценки функционального состояния мозга при различных формах эпилепсии.
Сны в психологическую реальность ввел 3. Фрейд, так как рассматривал их как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание и обеспечивает необходимую психологическую защиту.
Состояние бодрствования также неоднородно, в течение дня уровень его активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, поэтому нужно выделить напряженное бодрствование, как главный момент, соответствующий самой интенсивной фазе умственной и физической деятельности.
Одновременно необходимо выделить гипноз в особое состояние сознания, которое представляет собой влияние суггестии – внушения, включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто похожее с медитацией и сном, хотя гипноз достигается заметным уменьшением притока сигналов к головному мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость.
С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние “невесомости” и эйфории. Они создают ощущение пребывания вне времени и пространства.
Содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны. Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость, однако изучены, очень мало. Сознание до сих пор ещё остается самой большой загадкой человечества.
Неосознаваемые установки или готовность организма к совершению определенного действия и реагирования в определенном направлении, а также фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам.
В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия, моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом. Выделять, интерпретируя перцептивную установку и готовность решать проблемы определенным способом. Осуществлять умственную установку, и так далее. Такие установки имеют очень важное функциональное значение, когда субъект, подготовленный к действию, способен производить его более эффективно и экономично.
Я рассматриваю поведение человека как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и преобразование, поведенческий акт, которого всегда связан с изменениями внутренних процессов и носит целенаправленный характер, обеспечивая ему нормальную жизнедеятельность.
Одновременно, необходимо констатировать о наличии у человека, в его системе детектирования визуальной информации, ряда статических и динамических фильтров, накладывающих определённые ограничения на принимаемую извне информацию. Эти фильтры физиологически обусловлены и из массива всей визуально поступающей информации они вырезают лишь ничтожную её часть, которая передается далее по нейронным каналам в виде закодированных микронейротоков уже непосредственно в систему приема и обработки информации – в головной мозг.
А уже сам анализ визуального восприятия человека убеждает в том, что человек видит окружающий мир и не только видит, а и воспринимает мир в целом – мозгом! Не глазами, а именно мозгом! Именно мозг, ответственен за формирование образов, которые мы и воспринимаем, как все многообразие окружающего мира.
Вместе с этим человек подсознательно уже понимает, что по ту сторону существующей видимой реальности находится не менее реальный физический мир, и в этом мало кто сомневается! Убедительным становится и сам факт того, что невидимый мир не менее, а фактически, значительно более, чем видимый мир, насыщен множеством объектов и событий и вполне возможно допустить его влияние и непосредственное проникновение пока невидимых объектов и явлений в наш, видимый мир. Это становится возможным благодаря изменению внутренней структуры объекта, связанной с уплотнением тканей организма, при его развитии происходящего от заметного понижения частоты собственного резонанса.
Этот факт зачастую отбрасывается наукой, по принципу, если мы не можем видеть или ощутить чего-то – значит этого, не существует. Между тем 90% информации человек получает посредством зрения, где существенную роль в познании окружающего мира посредством зрения может играть то, что слабые источники при прямом взгляде могут быть невидимыми. А при периферийном зрении мы можем воспринимать глазом даже слабо энергетические источники. Заметим, что именно благодаря периферийному зрению многие очевидцы визуально регистрируют некоторые аномальные явления.
Вся жизнь любого человека - это постоянное накопление жизненного опыта, предназначенного для обеспечения адекватности его поведения в определенных условиях, и лишнее в восприятии будет приносить не меньший вред, чем и недостаток. Например, если мы станем слышать все мельчайшие шорохи всего происходящего вокруг, да еще и в более широком диапазоне частот от инфразвуков до ультразвука, на это мы потратим огромные ресурсы психики. Мы можем поплатиться за это психическими расстройствами и даже жизнью. Так что в этом нужен вполне определенный оптимум.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что какими бы методами естествознания наука ни пользовалась, результат будет субъективным. Какие бы сложные инструменты и приборы ни использовались, результат исследования будет зависеть от наблюдателя, чьи органы чувств пока не совершенны.
Замечено, что влияние на результат исследования, на показания наиболее сложных приборов, оказывает непосредственно наличие либо отсутствие самого исследователя. Кроме того, наш мозг и органы зрения устроены так, что отсеивают информацию, на восприятие которой мозг не настроен, например вы увлеченно смотрите любимую программу по ТВ, а в это время вам что-то рассказывает посторонний человек, после просмотра вы даже не вспомните, что вам говорили. То есть, информацию, на которую вы были изначально настроены, вы получили, а информацию постороннюю ваш мозг отсеял как не существенную.
Хотя наука говорит и о более впечатляющих возможностях, таких как зрение, без глаз, чтение мыслей, ясновидение и многое другое. История знает слепых художников и глухих композиторов. В любом случае, раздвигая границы восприятия самого человека, наука может раздвигать границы познанного. И, как показывает практика, это не пустые слова.
Достижение приспособительного эффекта осуществляется с помощью специфических механизмов, в виде афферентного синтеза поступающей информации. А так же момента принятия решения с одновременным формированием прогнозирования результата в виде акцептора результатов действия, и собственного самого действия. Далее сличения результатов действия на основе обратной связи и параметра выполнения с коррекцией поведения в случае рассогласования реальных и идеальных параметров действия.