В 1951 г. после продолжительной паузы было проведено очередное расширение фабрики Asko в Лахти.
Вскоре началась подготовка к следующему расширению производства, т.к. после создания торговой компании Asko Oy канал продаж казался теперь более управляемым и, на этот раз, комфортно сбалансированным с ростом производства. Однако вскоре обнаружилась более тесная связь между производством и продажами.
В результате Asko Tehtaat Oy пришлось отказаться от своего старого принципа, согласно которому треть его продукции была предназначена на продажу не своим магазинам. Это обеспечило изготовление мебели в Лахти по конкурентоспособным ценам.
Расширение, завершенное в 1956 г., увеличило производственные площади Asko примерно до 3 га. Количество сотрудников приблизилось к 1000 чел. Производство было организовано по совету американского профессора Э. Сигурда Джонсона, который посетил Лахти в 1955 г.
Согласно его размышлениям, компания Asko Tehtaat Oy приблизилась к уровню, когда она приобретет способность реализовать преимущества крупномасштабного производства. Asko была крупнейшей мебельной фабрикой в Финляндии и в странах Северной Европы. Объем производства Asko был больше, чем у следующих шести крупнейших конкурентов в совокупности.
И рост был еще впереди. Шла индустриализация Финляндии, города росли, шло активное строительство жилья.
Экспорт мебели из Финляндии также начал расти.
Согласно отраслевой статистике, доля рынка Asko в производстве мебели в Финляндии во второй половине 1950-х гг. выросла с 25% до приблизительно 30%.
Но внутри концерна Asko были внутренние споры по поводу ценообразования и модельных рядов.
Фабрики хотели выпускать продукцию длинными сериями. По словам руководства производства, это было трудно, т.к. продавцы постоянно требовали новых, легко продаваемых продуктов, по неоправданному графику и по непомерной цене. Постоянные изменения мешали планированию производства.
Это, в свою очередь, сводило на нет преимущества серийного производства и повышало цены на конечную продукцию.
К 1960-м годам разрыв между производством и сбытом в концерне Asko увеличивался.
В дополнение к мебели и предметам интерьера, магазины Asko запустили также продажи радио и телевизоров, которые собирались на заводе Upo Oy в Лахти и продавались под торговой маркой Asko.
В 1962 г. продажи торговой компании Asko Oy выросли на 20% по сравнению с предыдущим годом, но продажи собственной мебели были низкими.
Asko Oy заявляет, что в магазинах покупатели и персонал сосредоточены на других продуктах больше, чем на мебели Asko.
В свою очередь Askon Tehtaat Oy пришлось продавать большую часть своей продукции напрямую с завода по скидкам и виде продаж на местах. Такое развитие событий, похоже, привело к идее о том, что собственные магазины как канал сбыта продукции своего производства не нужны.
В Asko Oy эту критику отклонили. Магазины были наиболее знакомы с покупательскими привычками своих клиентов.
Проблемой было и то, что условия продаж в магазинах Asko устарели. Например, к 1953 г. Asko запустила «систему сберегательного кредитования», при которой клиенты получали ссуду для своих покупок в магазинах Asko, гарантированную самой компанией. Изначально это было конкурентным преимуществом Asko, но перестало быть таковым с появлением торговли в рассрочку.
В начале 1960-х гг., по мнению генерального директора Asko Oy Бруно Сало, конкуренты могли предложить более привлекательные условия, чем Asko.
Помимо этого, Asko Oy подозревало, что Asko Tehtaat Oy произвело слишком много моделей на экспорт, и сеть продаж в Финляндии, вынужденная под давлением производства поднять цены, смогла покрыть убытки, понесенные за границей.
Бруно Сало также невысоко оценивал и дизайн изготавливаемой в то время продукции. Да, Asko Tehtaat Oy наняло талантливых дизайнеров, но, по мнению Сало, им следовало дать больше свободы.
В 1963 г. Бруно Сало по договоренности сторон уволился с поста генерального директора Asko Oy. На смену ему пришел молодой экономист и вице-судья Эркки Копра (Erkki Kopra).
Смена генерального директора не решила структурную проблему.
В 1965 г. Эркки Копра высказался следующим образом о конфликтной ситуации между производством и сбытов концерне Asko:
- «Я могу сказать, что без наличия [«родственных»] отношений Asko Oy вряд ли мог бы принять Askon Tehtaat Oy в качестве одного из своих поставщиков, ему пришлось бы искать более надежных поставщиков и производителей, по крайней мере, для определенных групп товаров».
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.