Найти тему
yury vilensky

По дороге на Кубу

Со Средиземного моря на Карибское


Ничего себе сочетание. Не правда ли?

Даже самые большие мировые круизные компании не организуют в одном рейсе такое путешествие, разве что в кругосветном.Нет, дело тут отнюдь не в географии.

Начало восьмидесятых годов прошлого века. У меня за плечами уже несколько заграничных поездок по "братским, социалистическим странам" восточной Европы.

Однажды на доске объявлений нашей фирмы я увидел небольшой листок с приглашением в круиз по Средиземному морю.В те годы такое объявление, открыто висящее на двери профсоюзного комитета, выглядело просто шуткой, не более.Так, продолжая шутить, я зашел в профком и у меня неожиданно "приняли документы" для оформления поездки.Это сейчас все просто.
Билет на самолет ( теперь и его не надо, есть электронный ), ваучер в отель, иногда подтверждение заказа на автомобиль. Вот, пожалуй, и все.

Главное - наличие денег.Тогда слово "документы" имело совсем другой смысл.Самый главный и единственный назывался "характеристика - рекомендация" и начинался словами о "моральной устойчивости" рекомендуемого, правда к чему и к кому там не уточнялось.Эту важную бумагу обязаны были подписать все - начальник отдела, комсомольский секретарь, партийный босс и высшее руководство.
Затем начинался второй этап "экзекуции" - комиссия "старых большевиков", заседавшая в райкоме тогда самой главной и единственной Коммунистической партии Советского Союза.Эта комиссия, состоявшая в основном из бывших чекистов на пенсии, меня конечно забраковала. Хоть и морально устойчивый, но не дорос еще представлять Великую Страну в государствах Средиземноморья типа Турции и Греции. Что и следовало ожидать.

Выйдя с этого "чистилища" я столкнулся с секретарем этого самого райкома, моей соседкой и попросил помощи, особо ни на что не надеясь.Но протекция помогла - в течении пяти минут те же "старые большевики" признали меня годным представлять нашу Родину перед лицом коварного врага.
Далее этот "документ" двинулся по разным "закрытым" инстанциям и вскоре меня вызвали в "Интурист" и сообщили, что на Средиземное море я не поеду.Без комментариев.
Но, исключительный случай для того времени, предложили замену - поездку на Кубу.
Это был далеко не самый плохой вариант, скорее наоборот. Просто трудно было поверить.И только в поезде, который вез нашу разношерстную группу в Москву, я перестал сомневаться в реальности происходящего.Сама группа была собрана в точном соответствии с Инструкциями Власти - большая часть - рабочий класс с бесплатными путевками плюс немного блатных и я, непонятно как сюда попавший, без всяких связей.
Видимо слишком большой и неповоротливый бюрократический компьютер дал сбой.
Февраль - время начала нашей трехнедельной поездки - был холодный и снежный. Такой снежный, что из - за заносов, наш скорый поезд прибыл в Москву на двенадцать часов позже графика и только к одиннадцати ночи, мы оказались в роскошном лобби отеля "Космос", тогда еще совсем нового, построенного французами к Московской Олимпиаде и заполненного в этот поздний час необычной для нас публикой.
Здесь, в лобби, чувствовался аромат хорошего кофе, незнакомых, но явно дорогих духов и хороших импортных сигарет - в общем, запах заграницы, не той социалистической, где я уже был раньше, а самого настоящего, как нам казалось тогда, капитализма.
Однако очень хотелось кушать. Все запасы еды, взятые в дорогу, были съедены еще в поезде, за те лишние двенадцать часов опоздания, на которые никто не рассчитывал.
Ночью в отеле работали два ночных бара и, естественно, там принимали только конвертируемую валюту - доллары, франки, фунты, лиры, но только не рубли, которые уже и тогда в народе называли "деревянными".
А утром, голодные, мы спустились в ресторан и оказались на "шведском столе". Это для меня был первый такого рода завтрак, да и для всей группы тоже. Можно представить, сколько мы там съели.
Московский международный аэропорт "Шереметьево - 2" сверкал своей новизной. Здесь тоже, как и в "Космосе", витали непривычные, заграничные запахи, другой мир начинался уже за паспортным контролем. И, хотя в "заграничных" кафе принимали и рубли, но цены там были заоблачные.А впереди нас ждал "кусочек" капитализма.

В мире капитализма


Я прекрасно понимал, что еду в обычную "социалистическую" страну.Пусть экзотическую, пусть в другом полушарии, но с тем же тоталитарным строем, с теми же порядками, что и у нас.
Но по дороге представилась возможность немного окунуться в мир, казавшегося нам тогда идеальным, капитализма - хоть чуть - чуть, но все - таки...Через пять часов полета наш огромный ИЛ - 62 совершил посадку в столице Марокко городе Рабат.
Полоса аэропорта для такой махины была коротковата.Самолет затормозил как лихач на шоссе, так, что, если бы не ремни, мы бы все оказались в кабине пилотов.
Здесь, в Рабате, производилась дозаправка горючим и смена экипажа.Мы же направились смотреть на "ужасы" капитализма.
Долго искать не пришлось. Они начались сразу после того, как мы спустились по старой, шатающейся лестнице на летное поле.
После промозглой московской зимы здесь было очень приятно, тепло, но не жарко, семнадцать градусов. А вокруг - незнакомые запахи цветущих тропических растений и легкий ветерок с находящегося рядом Атлантического океана.

Поле столичного международного аэропорта было еле освещено, вдали проступали контуры какого - то здания. А вокруг ни одного самолета, кроме нашего.

От трапа до терминала мы шли пешком по необычной дороге, скорее живому коридору. Его образовывали стоящие с двух сторон, почти вплотную друг к другу, солдаты, вооруженные автоматами.Так было до самого входа в терминал, то самое здание, контуры которого я увидел еще с лестницы.Около дверей, в зарослях тропических растений, тоже было полно вооруженных солдат. Так, под конвоем, мы вошли в мир капитализма.

После того, как все пассажиры оказались внутри, появился старик - араб в красной марокканской феске, запер все наружные двери и важно удалился.

Зал транзита аэропорта Рабат представлял собой две смежные комнаты, каждая метров по тридцать, не больше.Ободранные стены и потолок, несколько рядов для сидения, не кресел, а что - то вроде лавок со спинками.Вот здесь и разместили около ста сорока человек, почти впритык друг к другу.Зато тут был бар и туалет.

Стену позади прилавка украшал большой портрет короля Марокко в военной форме, украшенной множеством орденов и несколькими рядами аксельбантов. Оставшуюся часть занимали полки, заполненные подозрительного вида бутылками - по крайней мере ни один из этих напитков мне не был знаком.
Бармен, высокий усатый марокканец, выдал каждому по небольшой бутылочке кока - колы в счет Аэрофлота. При этом он каким - то образом запомнил каждого и получить вторую, халявную, порцию не удалось никому, хотя желающие были. За дополнительную плату - пожалуйста. Но от советских рублей бармен презрительно отворачивался, требуя доллары, франки или другие "нормальные" деньги.
Лишь одному парню бармен сделал одолжение, выдав эту жалкую бутылочку в обмен на несколько коллекционных металлических рублей.
Кстати, и тогда их цена была намного выше номинала.
В туалет, состоящий из двух кабинок, выстроились две параллельные очереди, по половому признаку. Те, кто уже прошел эту процедуру, выходили оттуда со странным выражением лица и настоятельно советовали остальным посетить это уникальное заведение.
Прямо за дверью находилась крохотная кабинка, большую часть которой занимал старый треснутый унитаз, до половины заполненный вонючей жижей, а стены были усеяны множеством тараканов, огромного размера, да еще и с крыльями.

Для посетителя, после унитаза и животных, оставалось совсем немного места. Такой прибор как раковина и кран с водой для мытья рук здесь отсутствовал.

Спустя час наш огромный ИЛ - 62, мастерски взлетев по короткой полосе и обогнув крохотный, ярко освещенный Рабат, ,полетел над ночным Атлантическим океаном, унося нас из мира африканского "капитализма" в светлые дали заокеанского "социализма".