В данной статье рассмотрим порядок получения льготы по подоходному налогу с физических лиц (далее — подоходный налог) в виде социального налогового вычета на обучение. Остановимся на основных моментах применения социального налогового вычета на обучение: кто имеет право воспользоваться данной льготой, в отношении каких расходов, доходов и на основании каких документов предоставляется вычет.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) право на получение социального налогового вычета имеет физическое лицо, которое несет расходы по своему обучению, а также по обучению своих детей (в том числе усыновленных, удочеренных) независимо от возраста ребенка; близких родственников, к которым относятся супруг (супруга), родные братья и сестры, внуки, правнуки; подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста.
Социальный налоговый вычет предоставляется в отношении расходов, понесенных на оплату обучения в учреждениях образования Республики Беларусь, при условии получения обучающимся лицом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.
С перечнем учреждений образования Республики Беларусь можно ознакомиться на сайтах:
1. Министерства по налогам и сборам — nalog.gov.by в разделе Налогообложение физических лиц / Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами / Подоходный налог.
2. Министерства образования — edu.gov.by в разделе Структура / Департамент контроля качества образования / Лицензирование образовательной деятельности / Сведения о лицензиатах и выданных им специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление образовательной деятельности.
В отличие от стандартного налогового вычета для применения социального налогового вычета форма получения образования (дневная, заочная, дистанционная) не имеет значения.
Далее рассмотрим особенности применения социального налогового вычета в отношении расходов, понесенных на оплату стоимости первого высшего образования. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) высшее образование подразделяется на две ступени: I ступень и II ступень (магистратура). На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования.
На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования. Таким образом, расходы, понесенные на оплату обучения в рамках получения как I, так и II ступени первого высшего образования в учреждении образования Республики Беларусь, подлежат социальному налоговому вычету.
С учетом положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса социальный налоговый вычет применяется только в отношении расходов, понесенных на оплату обучения при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования. Исходя из этого, расходы, понесенные на оплату обучения в рамках послевузовского образования, а также оплату различных образовательных программ дополнительного образования взрослых, включая обучающие курсы, социальному налоговому вычету не подлежат.
На практике может сложиться ситуация, когда физическое лицо оплачивает обучение различных видов образования, последовательно получаемых одним обучающимся лицом. Например, сначала обучающееся лицо проходит обучение в колледже, где получает первое среднее специальное образование, а потом в институте, где получает первое высшее образование. Закономерно встает вопрос о том, можно ли получить социальный налоговый вычет в отношении расходов, понесенных на оплату каждого полученного обучающимся лицом образования, учитывая, что такое образование он получает впервые. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации соблюдаются два основных условия, необходимых для получения социального налогового вычета (обучение в учреждении образования Республики Беларусь и получение первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования), то такой налоговый вычет можно получить в отношении расходов, понесенных на оплату всех видов первых образований (в рассматриваемой ситуации первого среднего специального, первого высшего образований).
Для правильного применения социального налогового вычета важно знать размер подлежащей к оплате стоимости обучения. Стоимость обучения утверждается приказом руководителя учреждения образования. Как правило, она утверждается на один учебный год, но может быть пересмотрена и изменена (увеличена или уменьшена) в течение данного периода времени. Помимо отражения стоимости обучения в приказе (выписке из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения стоимость обучения может отражаться в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь. Как правило, в договорах отражается стоимость обучения за первый учебный год. Следовательно, стоимость обучения для всех последующих учебных лет можно найти только в приказе руководителя учреждения образования Республики Беларусь либо в выписке из такого приказа.
Согласно части первой подпункта 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса физическое лицо имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.
Обращаем Ваше внимание, что социальный налоговый вычет предоставляется исключительно в отношении расходов, понесенных на погашение кредитов банков Республики Беларусь или возврат займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей. Не подлежат социальному налоговому вычету кредиты, полученные в иностранных банках, займы, полученные от организаций или индивидуальных предпринимателей, не относящихся к белорусским, а также займы, полученные от любых физических лиц (как граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан).
Социальный налоговый вычет также применяется в отношении процентов по кредитам банков Республики Беларусь, займам, полученным от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют проценты, уплаченные за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам. Расходы, связанные с получением кредита, например, плата за оформление кредитного договора, за оформление договоров поручительства, социальному налоговому вычету не подлежат.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 83 Кодекса об образовании, распределение — это процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих. Место работы путем распределения предоставляется в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам, получившим:
высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;
среднее специальное или высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме получения образования и работающих по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также обучавшихся на условиях целевой подготовки. В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса об образовании выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку. Таким образом, возмещение средств, затраченных государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, получившего первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, фактически является оплатой стоимости такого обучения. Следовательно, расходы в сумме возмещенных государству средств подлежат социальному налоговому вычету.
Документы, на основании которых предоставляется социальный налоговый вычет.
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса социальный налоговый вычет предоставляется на основании следующих документов:
справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения — в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства — при осуществлении расходов на получение образования соответственно
лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
копии кредитного договора — при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копии договора займа — при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, — при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом. Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, по гашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.
Частью второй подпункта 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса установлено, что право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены расходы в виде оплаты за обучение, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов. Это означает, что при получении социального налогового вычета применяется заявительный принцип. Независимо от того, кто указан в документах об оплате обучения в качестве плательщика (сам ребенок, отец или мать ребенка), право на получение социального налогового вычета имеет тот из родителей, кто заявил о таком праве. Однако родители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении одной и той же суммы расходов одновременно в полном размере (и отец, и мать ребенка). Налоговому агенту или налоговому органу могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним). В этом случае представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов — отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета. В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа.
Согласно письму Национального банка Республики Беларусь от 15 марта 2017 г. № 77-20/92 «О документах, являющихся основанием для предоставления социальных и имущественного налоговых вычетов» в случае осуществления физическим лицом платежей, дающих ему право на получение социального налогового вычета, при использовании банковской платежной карточки посредством разнообразных каналов обслуживания, в том числе дистанционных, карт-чек или выписка будут являться одним из документов, позволяющих получать указанный налоговый вычет, вне зависимости от того, с использованием каких программно-технических средств составлен карт-чек (в банкомате, инфокиоске, платежном терминале, интернет-банкинге и др.). При этом наличие в карт-чеке или выписке информации о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, включая номер и дату договора, сумме погашения основного долга, сумме погашения процентов (при необходимости их уплаты) позволит обеспечить надлежащее оформление документа, являющегося основанием для предоставления плательщику социального налогового вычета, и исключить возможность его необоснованного получения. Отсутствие в карт-чеке или банковской выписке сведений, не предусмотренных пунктом 5 статьи 210 Налогового кодекса, например сведений о номере и дате кредитного договора, не является основанием для отказа в предоставлении физическому лицу социального налогового вычета.
При возмещении работником денежных средств, затраченных государством на подготовку специалиста и предоставлении работником документов, подтверждающих данный факт, он имеет право получить социальный налоговый вычет. К таким документам в том числе относятся:
справка из учреждения образования о том, что ребенок обучался в учреждении образования и получил первое высшее образование;
расчет суммы средств, подлежащих возмещению;
платежные документы, подтверждающие фактическое возмещение государству денежных средств, потраченных им на подготовку специалиста.
Согласно пункту 2 статьи 210 Налогового кодекса социальный налоговый вычет предоставляется физическим лицам:
в течение календарного года — налоговым агентом (нанимателем по месту основной работы (службы, учебы), а также иными организациями или индивидуальными предпринимателями, не являющимися для физического лица местом основной работы (службы, учебы));
по окончании календарного года — налоговым органом по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса, т.е. на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, представляемой в налоговый орган по окончании календарного года при получении в отчетном году доходов, подлежащих налогообложению в налоговом органе.
Социальный налоговый вычет не применяется в отношении следующих доходов:
полученных плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, в отношении которых ставки подоходного налога устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 2 к Налоговому кодексу (п. 6 ст. 199 Налогового кодекса);
полученных плательщиком — налоговым резидентом Республики Беларусь от белорусской организации, осуществляющей на территории иностранного государства деятельность, признаваемую в соответствии с международными договорами и (или) законодательством этого иностранного государства деятельностью через постоянное представительство, и состоящей в связи с этим на учете в налоговом органе указанного иностранного государства, и которые в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения подлежат налогообложению (п. 5 ст. 199 Налогового кодекса);
в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр — юридических лиц Республики Беларусь (пункт 7 статьи 199 Налогового кодекса);
дивидендов, облагаемых по ставке в размере 6 % (пп. 3, 10 ст. 199 Налогового кодекса);
исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами (п. 8 ст. 199 Налогового кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 210 Налогового кодекса, если в налоговом периоде (календарном году) социальный налоговый вычет физическому лицу не предоставлялся или был предоставлен не в полном объеме, неиспользованные суммы переносятся на последующие налоговые периоды (календарные годы) до полного их использования.
За дополнительной информацией можно обращаться в инспекцию в кабинет № 5 или по телефону 3-73-23».
И.Л.Карабинская, начальник инспекции.