Вы знаете, мне не очень-то нравится ажитация последних лет вокруг Дня Победы, с момента крушения СССР над этим воистину святым для народа днём стал витать какой-то невытравимый привкус фальши, и происходит это потому, что люди, получившие власть или кормящиеся при ней, хотят оставить себе Победу, подхарчевываться на ней, но при этом усердно пачкают память победителей, а то и вовсе пытаются "приподнять из праха" отдельных фашистских мерзавцев (я писала об этом в своих предыдущих публикациях).
И в эти инсинуации вокруг войны и Победы вносят свою посильную лепту так называемые "деятели культуры" - один "Сволочей" снимет, другой "Цитаделью" шарахнет, третий "Праздником" мазанёт.. .
Ну и куда же без дам? Без культурных дам у нас нельзя никак. Этой весною отличилась Мария Арбатова, широко известный в узких кругах драматург, чья последняя пьеса увидела свет в прошлом веке, а последний сценарий случился 10 лет назад, и по этой причине милая дама президентствует в "Клубе женщин, вмешивающихся в политику» и пропагандирует своё вмешательство где и как может. На этот раз она решила пропиарить запись в Фейсбук некой Елены Кузнецовой, позиционирующей себя там как сёрфер субъективной реальности с целью исцеления и развития, переводчика с детского на взрослый, и помогающего практика (????)
Надо сказать, что г-жа Кузнецова эту запись от 26 апреля со своей страницы удалила.А Арбатова оставила. Собственно,вот текст, чтобы каждый мог составить своё мнение.
Давайте на правах психолога, имеющего немалые представления о детской психике, скажу почему так не надо делать? Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни — войны.
Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети — что война это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой.
А надо не так. Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают — наши и не-наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.
Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.
Военная форма это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать её самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги.
Детям нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть.
Как человек работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять.
Может прийти желание попраздновать «в едином порыве». Радость единства — согласия на ценностном уровне — это великая человеческая радость. Нам по человечески важно проживать что-то вместе… Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память.
И впереди у нас такая важная дата. Готовясь к ней, вслушайтесь в то, чем она звенит лично вам.
Мы все с вами родом из общества, где указания как правильно жить, думать и чувствовать выдавались сверху.
Но сегодня мы можем выбирать. Например — осознание. Что ни одна общность не стоит того, чтобы платить за неё через облачённых в одежду для смерти детей.
А когда под записью стали оставлять свои комментарии люди, с позицией автора не соглашавшиеся, то тут Арбатова выступила уже "от себя", с личными, так сказать, ассоциациями.
Мария Арбатова Мне это напоминает улицу Красных фонарей, где проститутки рядятся, то в медсестричек, то в училок, то в военную форму. Объяснить, почему это плохо, не возможно, раз клиента это возбуждает. Так и со здешними мамашами, которых возбуждает подобная форма причастности к павшим на войне.(
Мария Арбатова У вас нет способа рассказать детям о форме, кроме того, чтобы делать их них позорных клоунов, оскорбляя военных? Так поищите его.
Мария Арбатова Что делать, если эти недородители видят в своих детях мясо, которое готовы принести в жертву, а не людей.((( Каждый год объясняют им это, и каждый раз они со своими непроработанными психологическими проблемами. ,
Собственно, на Фейсбук-странице сабжа с этой записью, датированной 28 апреля, можно ознакомиться с писаниной лично, если не удалит.
Мне, надо признать, глубоко не симпатичны появляющиеся к 9 мая на машинах немецкого производства надписи "Трофейная" и "Можем повторить" и георгиевские ленты на сумочках и антеннах. Веет от этого какой-то нарочитостью и неуместной показухой. Лента - орденская, её место на груди и более нигде.
А теперь пройдемся по мнениям "психологини" и "драматуржицы" (извиняюсь за феминитивы, они употреблены как обозначающие отношение).
Сначала про"одежду смерти". А то, что в войне гибли мирные люди, вот прямо так и гибли в чём были, в гражданском, под бомбами - с этим как быть? Голышом ходить прикажете? Или "это одежда старомодна, о ней можно забыть"? И о жертвах тоже?
В моем детстве дети любили плащи мушкетеров (они тоже убивали и умирали, а те, кем наряжались (и наряжаются) дети, эта легендарная четверка Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян, к тому же бретеры, то есть гопота высокородная. А еще мальчики любят наряжаться в пиратов (членов морских ОПГ), гусар (и они тоже не лютики на полях собирали) и рыцарей с богатырями (доспех - одежда для боя, и, следовательно, убийства или смерти). По логике цитируемого Арбатовой "сёрфера субъективной реальности " (кто-то из моих читателей может перевести эту профессиональную компетенцию на русский?) надо все исторические костюмы для детей запретить, потому что история человечества кровава, и, следовательно, исторические костюмы наносят деточкам "ментальные травмы" - нарядишься этак классе в первом гладиатором и будешь потом всю жизнь за "Спартак" болеть... Странная логика, согласно которой детям нельзя играть в солдатиков, нельзя прикасаться к игрушечному оружию, и сказки, где упоминается смерть травмируют сознание и прочее какание радугой прямо в мозг.
А теперь о ассоциациях самой Арбатовой. "Квартал красных фонарей" настолько красноречив, что не надо быть Фрейдом, чтобы понять всю глубину комплексов, ведь первое сравнение, согласно ассоциативной теории памяти, говорит как о закрепившемся воспоминании, так и о внутренней потребности. Видно, что "клуб вмешательства в политику" дал свои плоды.
"Мясо, которое надо принести в жертву". Это высказывание особенно кощунственно выглядит сейчас, когда медработники и водители "Скорых", полицейские и волонтеры во всем мире буквально жертвуют собой, чтобы спасти человечество от эпидемии. Они тоже "мясо"? . А пожарные - это "мясо"? Логика расчеловечивания в исполнении наших граждан с пухлыми белыми руками воистину удивительна.
Я только напомню, что в США полным-полно военизированных школ и детских лагерей, и как бы мы ни относились к военным действиям США в мире, в Штатах, которые Арбатова почитает "нормальной страной" к своим военным относятся весьма уважительно, а дети-скауты в военизированной форме носятся по полям и лесам. Тоже и в Великобритании, где даже королевские дети-мальчики традиционно получают военное образование. Кому-то надо объяснять, что изучают при получении военного образования именно искусство убивать?
Всех комментаторов, посмевших не согласиться с её пониманием прекрасного Арбатова обозвала "пошлыми людьми". Надо понимать, что "непошлостью" Мария считает парады престарелых нациков в Прибалтике, против них, помнится, она ни разу не выступила.
А форма на детях.. Это память.
Это надежда на то, что дети нас, если вдруг придется, защитят.
Это надежда на то, что дети, которых родители в неё оденут 9 мая, не будут потом "косить" от срочной.
И это надежда на то, что ориентирами у подрастающего поколения будет память предков-победителей, предков -созидателей, а не мнения творческих импотентов без рода и совести.