Психология цвета и формы играет важную роль в рекламе. Ранее мы уже разбирались в воздействии цвета на человека. Сегодня TAM.BY расскажет о том, как форма влият на наше восприятие того или иного вида рекламы.
Психологи отмечают, что порой именно форма играет первостепенную роль в рекламе, а цвет перемещается на второй план. Это неспроста, ведь геометрические формы имеют способность по-разному воздействовать на психику человека.
Например, влияние геометрии можно проследить в практике лайя-йоги, где внимание концентрируется на графических изображениях, которые называются янтры. Их композиции вызывают устойчивые эмоциональные состояния, так как сбалансированы и симметричны. Приковывают внимание, согласитесь!
На теории влияния форм даже разрабатываются психологические тесты, определяющие черты характера и предпочтения индивида. Давайте рассмотрим функции этих форм в рекламе.
Квадрат
Еще с древности замечено, что простые формы воспринимаются и запоминаются человеком лучше всего. В современном мире одна из самых популярных форм в рекламе — квадрат. Это символ комбинации, простоты, равенства, справедливости и мудрости.
В рекламе правильные углы квадрата способны притягивать внимание больше других фигур. Именно поэтому баннерная реклама использует квадрат (или прямоугольник) с заполнением пустых зон в углах.
Прямоугольник
Прямоугольник был и остается излюбленной формой человека. Он символизирует надежность и стабильность, ведь с точки зрения развития человек приспосабливал пространство в быту при помощи этой формы: дом, мебель, земельный участок.
Это универсальная фигура, побуждающая к любознательности, доверчивости, готовности узнавать новое. Неспроста мониторы телевизоров, планшетов и экраны в кинотеатрах обладают именно прямоугольными формами. В рекламе применяется как символ надежности и признания.
Круг
Еще одна универсальная и до идеальности простая форма. С точки зрения психологии, побуждает к желанию красивого, гармоничного, положительного. Также помогает «уединиться», сосредоточиться на внутренней работе, быстро принимать решения.
Служит для привлечения внимания в центре изображений (обратите внимание на нашу обложку в начале статьи). Фигура ассоциируется с естественным окружающим миром (солнце, луна) и символизирует вечность, цикличность, завершенность. Круг подходит для рекламы любой продукции или услуги.
Овал
Привлекает внимание потребителя по такому же механизму, как и круг. Вызывает доброжелательность, эмоциональную чувствительность, ориентацию на мнение окружающих. Повышает концентрацию внимания и потребность в коммуникации по схеме «бренд — реклама — человек».
Овал идеально подходит для продвижения неизвестных продуктов, поскольку имитирует новые веяния, а у потребителя вызывает чувство любопытства и открытости.
Эллипс
Иногда к овалу относят эллипс. В человеческом восприятии он понимается как цикличное снижение и восхождение чего-либо, динамика, инновационность. Обычно такой символ встречается в рекламе школ с точными науками, IT-курсов.
Компании, которые берут за основу логотипа эллипс («эллиптическое яйцо»), склонны развиваться волнообразно: пики успеха сменяются падениями и застоями, затем лидерство снова берет верх.
Треугольник
С этой фигурой связаны многие понятия, символизирующие человека. Чаще встречается равносторонний треугольник, «смотрящий» вверх (знак власти, силы и благополучия) или вниз (символ женского начала) — так называемый перевернутый треугольник.
Треугольник в рекламе — мощный символ, не только привлекающий внимание, но и побуждающий к действию. Способствует умственной работе, уединению и лидерству. Поэтому треугольник с успехом применяется в рекламе, подчеркивающей статус человека.
Линии
Сильное воздействие на восприятие информации оказывают линии и их направления. Ниже мы описали, каким образом формы линий влияют на потребителя:
Прямые линии — спокойствие, солидарность, понятность.
Изогнутые линии — артистизм, непринужденность, изящество.
Зигзагообразные линии — концентрация силы, жажда изменений, креативность.
Когда линий немного (горизонтальных или вертикальных), человеческая психика воспринимает рекламу как нечто спокойное и строгое. Изобилие линий любой формы (особенно в сочетании с яркими цветами) приводит к дисбалансу, стрессу, сложности понимания рекламы.
Как видим, чем проще геометрическая форма в рекламе, тем эффективнее воспринимается информация. Точно так же легко «читается» в рекламе симметрия. Дисбаланс в форме приводит к дискомфорту и растерянности.
Форма в упаковке
Геометрические формы определяют не только восприятие рекламы, но и непосредственно выбор продукта на полке. Вспомните, как вы изучаете газировку в супермаркете, имея перед собой воду по равнозначной цене и в одинаковом объеме, но разных бутылках. Чем интереснее исполнена форма тары, тем больше тянется рука в ее сторону.
Строгие формы упаковки, наоборот, больше располагают при выборе более «серьезных» товаров. Например, лаконичная прямоугольная упаковка для смартфона кажется стильной и дизайнерски продуманной. Такого ощущения не возникнет, если производители станут продавать дорогую технику в зигзагообразных или овальных коробках, определенных брендом.
По мотивам «Психологии рекламы и PR» И. Резепова, 2009.
Фото носят иллюстративный характер.