Найти тему
Интерэкспертиза

Форс-мажор в бизнесе

Продолжая ранее поднятую нами тему относительно признания принимаемых в настоящее время ограничительных мер или режима самоизоляции непреодолимыми обстоятельствами (форс-мажором), хотим обратить внимание наших читателей на разъяснения по этому вопросу, данные Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21.04.2020 г.).

Для многих организаций резко встал вопрос отсутствия (снижения) денежных средств, приводящий к невозможности своевременно исполнить денежные обязательства (к примеру, по оплате арендной платы). Следует отметить, что ситуация, когда в силу форс-мажорных обстоятельств не возникает препятствие для перевода, но падают доходы и у должника просто нет денег для перевода, ранее не рассматривалась как форс-мажор в российской практике.

Однако (вероятно, руководствуясь понятиями о справедливости) Президиум ВС РФ в п. 7 Обзора выразил новый подход к данной проблеме. Суд указал, в частности, что «отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ.

Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения)».

Трудно сейчас предположить, будет ли в дальнейшем данный подход полностью воспринят нижестоящими судами, но тем не менее, полагаем, что на его основе можно пытаться освободиться от ответственности, к примеру, за просрочки платежей по аренде, если магазин был закрыт и выручка значительно упала.

В то же время не следует забывать, и на это также указал Президиум ВС РФ, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие критериям чрезвычайности и непредотвратимости и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

  1. наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
  2. наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  3. непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  4. добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.

В связи с последним обстоятельством следует отметить, что в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» данные организации свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) только по внешнеторговым сделкам и международным договорам России, но в марте текущего года Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики рекомендовала торгово-промышленным палатам обеспечить проведение процедур свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы и по внутрироссийским контрактам.

В связи с этим было издано письмо ТПП РФ от 27.03.2020, установившее порядок выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским договорам.

В Москве для получения заключения необходимо обратиться с заявлением в Московскую ТПП, направив сканы подписанного заявления и необходимых документов на электронную почту mostpp@mostpp.ru.

На сайте Московской ТПП размещен образец такого заявления о выдаче заключения.

При этом отмечаем, что, согласно размещенной палатой статистике, по состоянию на 17.04.2020 г. в Московскую ТПП поступило более 1500 заявлений о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам. Более 90% заявлений возвращены заявителям, поскольку обстоятельства, на которые ссылаются предприниматели, не относятся к форс-мажорным или заявления не содержат обязательных документов и пояснений, предусмотренных порядком выдачи заключений. 

Получить подробную консультацию по данному вопросу
Вы можете у главного юриста департамента налогов и права Сухаревой Н.В.
Тел.: +7 (495) 777-12-70,+7 (495) 777-12-71, доб. 1642
e-mail: Suhareva@interexpertiza.ru