Итак, продолжу…
Корея, как Северная так и Южная – уникальна. Она всегда несла своё собственное неповторимое искусство, совершенствуя мировой опыт и создавая уникальные изделия, ценность которых невозможно измерить денежным эквивалентом. Редкие страны мира могут похвастаться подобным, разве что Китай и Япония, все остальные «европейские» территории уже давно слились в единую массу под названием «Евросоюз», который уничтожает национальную идентификацию народов, губя свой язык, культуру и искусство. Про Америку даже и писать не буду, там этого самого искусства никогда собственно и не было – пресный Уистлер, Поллок, ливший и разбрызгивающий краску хаотично на холсте и выдавая это за искусство, ну и еще разве что Энди Уорхол, прославивший «томатный суп» навеки :)
Поэтому продолжу свой рассказ сегодня о корейской живописи. Речь пойдет о картинах, написанных растертыми природными цветными драгоценными камнями – «Чосон Босокхва».
Первооткрывателем этой уникальной техники был северокорейский художник Син Пон Хван, завоевавшего в 1983 г. в Пекине на международной выставке «Гран-при» за изобретение принципиально новой живописи.
Эта технология весьма длительная, трудоёмкая и кропотливая. Используя растертые полудрагоценные камни, художники при помощи распыления на клеевую основу наносят на клеенку или пластик слой за слоем «каменные краски», создавая реалистичные по своей художественной образности, драгоценно мерцающие картины. Картины пишут порошками из агата, нефрита, яшмы, мрамора, гранита и многих других камней. За счет особых свойств камней достигается необыкновенная яркость красок и эффект внутреннего света.
«Чосон» означает «корейский», «посек» - «драгоценный камень», «хва» - «живопись».
Творческая группа "Чосон Босокхва" была создана при крупнейшем в Пхеньяне творческом объединении "Мансудэ" и за время своего существования завоевала множество наград и признание во многих странах, как не имеющая аналогов во всем мире.
Тематика представленных картин очень разнообразна - от традиционных исторических сюжетов и пейзажей, до портретов и натюрмортов. Работы, выполненные в данной технике, несут в себе удивительный позитивный заряд за счет объединения в одном произведении природной красоты и человеческого таланта.
Особое значение технологии «Чосон Босокхва» придает ее долговечность, она может использоваться для украшения и реставрации фасадов зданий и памятников. Благодаря северокорейской технологии недавно удалось восстановить уникальную икону на внешней стене одного из московских храмов.
Еще один уникальный вид корейского искусства – это Керамика из селадона.
Произведенная в древней Корее во времена династии Корё (918-1392 гг.), она считается одной из самых прекрасных и элегантных керамических изделий мира. С бледно-зеленым блеском, напоминающим нефрита, и супер - гладкой глазурью, селадон Корё остаются одними из самых ценных коллекционных предметов в мире керамики.
Название «селадон» - французское слово греческого происхождения 17-го века н.э., которое использовалось для обозначения цветов, варьирующихся от сине-зеленого («зимородок») до мягкого серо-зеленого, встречающегося в определенной керамике. Французы выбрали это слово, так как оно было именем пастыря-героя пасторального романа «Астрея» Оноре д'Юрфе. Этот персонаж носил поразительный зеленый плащ, и поэтому слово стало модным для описания определенных зеленых. Селадон был включен в английский язык с 19-го века нашей эры с той же целью. Эксперты по керамике, однако, предпочитают использовать термин «зелень».
Изделия из селадона, впервые произведенные в Китае, быстро завоевали популярность во всей Азии и в Корее, особенно с 9-го века нашей эры, когда возросла связь с династией Сун. Возможно, что цветовая ассоциация с драгоценным нефритом была еще одной причиной успеха Селадона.
Первоначально корейские изделия были довольно сырыми, но к 12 веку корейская керамика из селадона, с ее мягким бледно-серо-зеленым цветом, была даже более тонкой, чем изделия, произведенные в Китае. Популярность и уважение, с которым держались селадоны, подтверждаются их присутствием в королевских корейских гробницах.
Зеленый цвет селадонов достигается путем обжига глины в кислородно-восстановительной печи с глазурью, содержащей низкий процент оксида железа. Именно количество последних определяет оттенок зеленого. Температура обжига составляет около 1150° С. Метод дает чрезвычайно гладкую поверхность готовой емкости, хотя многие мелкие трещины в глазури являются типичными, даже желательными.
Из-за нашествия монголов на полуостров и систематического разрушения цехов в 13 веке нашей эры производство селадонов, к сожалению, было остановлено. Когда гончары смогли возобновить свою работу в конце 13-го и 14-го веков нашей эры, изделия перестали быть такими же выдающимися, как раньше, и знаменитый бледно-зеленый блеск был заменен на более темный и более скучный зеленый цвет. Сегодня современные мастерские, использующие традиционные методы, снова производят керамику из селадона.
Корейские вазы почти всегда высоки и элегантно изогнуты, в то время как другие предметы, изображающие животных и людей, запутанно вырезаны. Изделия украшены узорами с низким или высоким рельефом, особенно цветочными узорами с использованием листьев и цветов лотоса, цветов пиона и хризантемы, а также птиц. Многие мотивы, особенно журавли и облака, также связаны с буддизмом (государственной религией того времени).
Действительно, популярность Селадона была такова, что в 1157 году король Ыйджон воздвиг один из своих королевских павильонов в столице Корё - Кэсоне, полностью покрытый черепицей из селадона.
Древние китайские ученые, под впечатлением от этой керамики, называли ее одним из десяти чудес света, а керамисты и по сей день называют цвет этой глазури «неподдающийся описанию»:
«Китайские изделия ярко светятся. Но если мы хотим иметь в доме тихую гармонию, то китайская керамика для этого будет слишком сильна и насыщенна. Тишина и покой корейской керамики несет в себе квинтэссенцию восточного духа: ее тихая элегантность, простота формы и стиля наполнены глубоким и возвышенным духом дзен-буддизма. Формы этих изделий мгновенно завоевывают сердце; их цвет имеет уникальную прозрачную глубину, а их свободные резные украшения влияют на душу — они просто источают спокойствие духа».
Самые прекрасные изделия из селадоновой керамики были созданы в период с середины до конца XI века ремесленниками, имена которых сегодня нам неизвестны.
К началу династии Чосон (1392-1910 гг. н.э.) большинство нюансов технологии изготовления селадона были утеряны.
Но в середине 50-х годов группа северокорейских керамистов решили восстановить потерянное искусство Селадона Корё. За последние 70 лет они сильно продвинулись в восстановлении технологии и сегодня они создают оригинальный Селадон Корё, потрясающей красоты.