"Жили-были…" "Однажды много лет назад…" Все мы с детства знакомы с историями - нам рассказывали сказки, мы читали книги, а друзья делились с нами забавными и трогательными случаями из жизни. Истории окружают нас повсюду.
В каждой истории есть какая-то идея, смысл, ради которых это история рассказывается. Чему-то научить, о чем-то предупредить, что-то посоветовать, поддержать.
Рассказывание историй называется сторителлингом, с английского storytelling.
Его можно применять с успехом в работе, как инструмент, который поможет в продажах, обучении, привлечении клиентов.
Истории vs факты
Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному. Посмотрите, как можно рассказать одно и то же с помощью истории и перечисления фактов, на примере компании Tefal.
Инженер Марк Грегуар любил ловить рыбу. Но он нередко сталкивался с тем, что раздвижной спиннинг заедал. Он выяснил, что нанесение тефлона на алюминиевую поверхность спиннинга решает его проблему.
Он рассказал жене о своем открытии. Супруга поняла, где можно использовать тефлон в хозяйстве. По ее просьбе Марк Грегуар создал первую сковороду с антипригарным покрытием.
В 1956 году изобретатель создал компанию Tefal. Название - это объединение двух слов основных составляющих - TEFlon и Aluminium.
А вот так будет выглядеть информация, если изложить только факты.
- Компания Tefal основана в 1956.
- Основатель Марк Грегуар.
- Компания продавала сначала сковороды с антипригарным покрытием.
- Сковороды покрывали тефлоном.
- Название Tefal - это соединение двух слов: TEFlon и Aluminium.
Скорее всего первый вариант запомниться лучше и читать его интереснее. Но чем же истории лучше обычных фактов?
- истории запоминаются надолго;
- информация наглядная, проще для понимания;
- в историях есть эмоциональная составляющая, которая заставляет слушателей или читателей проникнуться чувствами, узнать себя в героях рассказа;
- люди принимают решение на основе эмоций. Но если вы их спросите, почему они приняли такое решение, они приведут вам десятки логически обоснованных причин;
- вы не указываете человеку, что ему нужно что-то сделать (что-то купить, изменить свое поведение или отношение к чему-то). Слушатель или читатель самостоятельно приходит к нужным вам выводам и на основе этого сам принимает решение. Кроме того истории надолго запоминаются, и в похожей ситуации всплывают в памяти.
Истории в маркетинге
Сторителлинг можно использовать как во взаимоотношениях с клиентами, так и с коллегами:
- рассказать как использовать продукт, чем он поможет, какие проблемы решит;
- мотивировать работников;
- уладить конфликты среди работников;
- повысить лояльность клиентов - развеять страхи и неуверенность, ответить заранее на некоторые вопросы и возражения.
О чем рассказать?
История о компании. Это может быть история создания бренда, о том как появилась идея, как ее воплотили, какие события и люди повлияли на это. Например, как это сделала компания Daniel Wellington, которая занимается выпуском часов и аксессуаров к ним.
История товаров и услуг. Пример сторителлинга можно увидеть в рекламных роликах. Всем известная реклама сотовой связи, чистящих средств и продуктов.
История о технологиях. Бывают ситуации, когда в компаниях происходят существенные изменения, которые могут сопровождаться увольнениями, новыми обязанностями, увеличением объема работ. Истории могут помочь поддержать сотрудников. Пример взят из книги Аннет Симмонс "Сторителлинг. Как использовать силу историй".
В этой книге автор приводит очень много историй и дает советы, как рассказывать истории устно.
История о коллективе. Это прием хорошо использует издательство МИФ на своем сайте. Они рассказали о том, как и где работают, а также написали небольшие рассказы "Один день из жизни …" редактора, менеджера и даже Игоря Манна.
Истории о клиентах. О том, как помогает ваш продукт покупателям тоже можно написать истории. Например, Сбербанк на своем сайте опубликовал такие истории - с клиентами происходят разные ситуации, а различные сервисы и функции банка, а также компетентные сотрудники помогают найти оптимальные решения. Заодно и рекламируют свои продукты. А в каждой истории цепляющий заголовок.
Истории развития компании, продукции. На многих сайтах автомобилей и мобильных телефонов есть истории о том, как менялись продукты компании. Например, на сайте Ferrari, есть фотографии моделей авто, начиная с первой. Также можно почитать про важные события, произошедшие на пути развития компании.
https://www.youtube.com/watch?v=ZyCpyRwGiXM&index=15&list=PLBq1pSpMYUfFbeILCzPwDtD9g43WUPKFq
Видео сторителлинг на примере курьерской службы
Истории можно преподносить по-разному:рассказывать устно, например, проводить беседы с сотрудниками;
письменно - отправлять письма по e-mail, публиковать в социальных сетях, размещать на сайте или написать целую книгу о вашей компании или продукции;
в формате видео, изображений - создать небольшое видео или комиксы.
Как написать историю
Написать историю не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но перед тем, как написать, нужно подготовиться. Задайте себе следующие вопросы и выпишите основные факты:
- Кто ваша целевая аудитория? Ее возраст, привычки, ценности.
- Факты - уникальные свойства товара/услуги, важные показатели, даты.
- Какие задачи решает ваш товар/услуга?
- Для чего нужен ваш товар/услуга?
- Какой отклик вы хотите получить от аудитории?
Теперь на основе фактов можно написать интересную историю.
Из чего состоит любая история
У любой истории три главных составляющих - идея, герой, мир.
Идея - основная мысль, которые вы хотите донести слушателю или читателю.
Герой - действующее лицо. Герой может быть один, а может быть несколько.
Мир - место, где происходит событие.
Рекомендации
- С аудиторией нужно говорить на ее языке, использовать характерные слова, метафоры, олицетворение, сравнения, риторические вопросы.
- Для того, чтобы погрузиться в рассказ, лучше понять героя и его действия, используйте детали.
- Старайтесь не затягивать историю. Слушатель или читатель не может долго находиться в эмоциональном напряжении. Если история слишком длинная, он потеряет к ней интерес.
- Истории нужна интрига, чтобы слушателю или читателю захотелось узнать продолжение.
- Рассказывая историю, не уходите от основной темы. Излишние подробности сделают рассказ затянутым и собьют читателя или слушателя.
- Рассказ должен быть связным и логичным.
Структура истории
Покажем структуру истории на примере рекламного ролика одного банка:
https://www.youtube.com/watch?v=no_ocDWlAWM
Рекламный ролик в стиле сторителлингНачало - завязка истории. Описание героя и место действия.
Конфликт или проблема, с которой сталкивается герой. Это может быть что угодно - человек, стихия, чувство (например, страх).
Усиление проблемы - этот пункт не обязательный, но иногда для усиления эффекта можно использовать.
Кульминация - непосредственное решение проблемы. Герой преодолевает страхи, ищет подход к человеку, с которым конфликтовал или решает проблему с помощью вашего продукта.
Завершение - результат проблема/конфликт разрешены или не разрешены.
Финал - выводы, подведение итогов.
Где брать истории
Не важно, откуда вы взяли историю или идею для нее. Главное, чтобы они оказали нужный эффект на читателя и слушателя. А вот, где можно взять интересные идеи:
- из личного опыта. В жизни случается много событий, которые нас чему то научили. Когда вы делитесь чем-то личным, вы открываетесь человеку, показываете свое доверие к нему. В свою очередь, это побуждает собеседника довериться вам в ответ;
- опыт знакомых, друзей, родственников;
- придумать свои истории
- истории, произошедшие на работе - с клиентами и коллегами;
- кино, фильмы, книги;
- интернет;
- шутки, анекдоты, смешные истории.
Только не рассказывайте заезженные истории, которые все знают. В некоторых ситуациях они подойдут, а в некоторых не вызовут интереса, потому что слушатель или читатель будет знать концовку, и интригу создать не получится. Тем более не выдавайте чужие истории за свои.
В заключение
Хорошо и вовремя рассказанные истории вызывают у нас эмоции, которые хотел вызвать рассказчик. Эмоции могут быть самыми разными - радость, грусть, сочувствие, любовь. Установив эмоциональный контакт с клиентом, вам будет легче вызвать его доверие.
Сторителлинг можно применить в любой нише. Только не вываливайте на клиента сразу всю информацию, делайте это порционно. В одной истории расскажите с чего все начиналось, с какими проблемами столкнулись. Во второй, как их решали. В третьей - что в итоге повлияло на ваш успех.
Сторителлинг - мощный инструмент и увлекательное занятие. Делитесь историями с клиентами и ваш доход будет расти.
Спасибо за внимание!
___________________________________
❤️ лайкните статью, если понравилось
🙏 подписывайтесь на Дзен, если еще не подписаны
🎁 пишите в личку Telegram, если вам нужна консультация по рекламе