Военнослужащий армии США. 4 мая 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
Берхтесгаден был городком, не похожим ни на один из тех, что мы встречали в Германии. Расположенный у подножья Баварских Альп, город был магнитом для нацистских чиновников с тех самых пор, как Гитлер построил неподалеку дом под названием Бергхоф. На этой вилле было большое панорамное окно, из которого открывался вид на Германию и соседнюю Австрию.
Над австрийским городом Зальцбургом, домом Вольфганга Амадея Моцарта, возвышалась гора Оберзальцберг, на которой стояли дома Гитлера и самых высокопоставленных нацистских чиновников и казармы СС. Резиденции немецких чиновников стояли вдоль склона холма, на большом расстоянии друг от друга и каждый наслаждался роскошью уединения. Они были добротно построены и отлично меблированы. В пяти милях от Бергхофа у Гитлера была дипломатическая квартира, горное убежище под названием Адлерхорст (Орлиное гнездо) на вершине горы Кельштайн. Это жилище был разработано приспешником Гитлера Мартином Борманом в качестве подарка на пятидесятилетие. Борман использовал силу более 3500 рабочих, чтобы построить Орлиное Гнездо, работы были завершены летом 1938 года. Из застекленного круглого зала и примыкающей к нему веранды открывается один из самых живописных видов во всей Германии.
Единственный приказ от полковника Синка состоял в том, чтобы поставить охрану на Берхтесгаден Хоф, потому что этому месту предстояло стать штабом дивизии. Естественно, первым местом, куда я направился, когда мы добрались до центра города, был Берхтесгаден Хоф.
Я разместил дополнительную охрану на стратегических точках по всему городу, на складе боеприпасов, в железнодорожном туннеле, в почтовом отделении и в доме Германа Геринга. Мы так быстро въехали в Берхтесгаден и так быстро захватили ратушу, ключевые здания и дома для расквартирования, что если и были какие-то проблемы или сопротивление со стороны немецких солдат или гражданских лиц, то я об этом не знал.
Теперь, оказавшись на заднем дворе у фюрера, мы просто брали то, что хотели. Для штаба своего батальона я выбрал частный дом на окраине Берхтесгадена. Окружающие дома были заняты ротами, по дому на взвод. Заполучить немецкое жилье оказалось довольно просто. Возьмем, к примеру, дом, который стал моим штабом. Я сказал лейтенанту Кауингу, моему офицеру снабжения, что хочу, чтобы этот дом был моим штабом. - Скажи людям, что у них есть пятнадцать минут, чтобы выехать.
Кауинг — сменный офицер, который присоединился к нам в Агно. Он очень приятный, вежливый и способный человек, но не был закален сражениями. Через несколько минут он вернулся и доложил: «Люди сказали «нет». Они не съедут».
— Пойдем-ка со мной, — сказал я и направился к входной двери. За мной пошли другие бойцы батальона. Я постучал и, когда женщина открыла дверь, просто объявил:
—Мы въезжаем. Сейчас же!
Мы въехали, а семья исчезла. Никто не знал, куда они отправились, но проблем больше не возникало.
Источник: Beyond Band of Brothers: The War Memoirs of Major Dick, Dick Winters, Cole C. Kingseed, Berkley Trade, 2008.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.