Найти тему
Медиабревно

Садись, ковид, двойка

Система высшего образования показала свою неадекватность во время пандемии

Когда Financial Times написала, что коронавирус разорвал мыльный пузырь высшего образования в США, я в очередной раз произнес молитву, восхваляя ковид. Если даже главная капиталистическая газета признала безнравственное устройство американских колледжей, значит, ситуация еще хуже, чем ее рисует газета. Что же делать? Естественно, окончательно пузырь разорвать и растоптать.

Отдельный университет (как часть системы образования) стал мало чем отличаться от обычной капиталистической корпорации. Топ-менеджеры придумывают новые программы и факультеты, чтобы охватить как можно больше клиентов (а студенты для университетских управленцев уже давно не получатели знания, ученики, а обычные клиенты, каковых имеют строительные фирмы или мебельные магазины). Клиентам обещаются лучшие профессора, лучшая инфраструктура, лучшая корочка, которая потом приведет к лучшему трудоустройству. Весь управленческий аппарат занят двумя делами: привлечением богатых клиентов и привлечением богатых спонсоров. Управленцы, как и в любой другой корпорации, заинтересованы только в рентабельности своей деятельности и прибыли всего предприятия.

Преподавательский и административный персонал университета не принимает участия в принятии решений. Они по сути выполняют работу кассиров и грузчиков в супермаркете: принеси и расставь. Профессура 90% времени тратит на то, чтобы доказать, что она вообще должна получать зарплату. Административный персонал тратит 90% времени, разгребая профессорские объяснения того, чем они вообще занимаются.

Клиенты же платят 45 тысяч долларов в год, чтобы получить корочку, которая с ходом времени станет камнем на шее. Как пишут, большинство выпускников потом так и не могут погасить студенческий кредит. Многие студенты жалуются, что из стен университета не вынесено никаких знаний, но в здание внесена большая сумма денег. Собственно, человек, согласившийся платить за обучение в его текущей форме, немедленно должен быть отчислен как непрошедший первый же тест на глупость. Обучение должно быть бесплатным, и кто этого не понимает, для обучения еще не созрел. Текущую ситуацию можно было бы сравнить со сценой в супермаркете, куда зашел бы студентик, занес 180 тысяч долларов, а вместо них бы получил обещание, что через четыре года он будет сыт.

По идее, даже с переходом на онлайн-обучение колледжи могли бы и дальше сдирать с клиентов эти суммы, обещая элитное образование. Но, как сказал мой товарищ К., работающий в одном из колледжей Нью-Йорка, никто в своем уме не будет платить прежние деньги за Zoom-обучение. Ходить на занятия, рискуя подцепить ковид, тоже вряд ли кто-то захочет.

Текущая ситуация идеальна для того, чтобы снести под основание университетскую систему. Естественно, образование должно остаться с нами, но система передачи знаний должна трансформироваться. Здесь видятся два основных направления.

Во-первых, прикладное и теоретическое знания должны разделиться. Уже сейчас слышно много жалоб о том, что университет не дает никаких практических навыков. Эта проблема решается созданием ПТУ при банках, мебельных магазинах, стройках, в которых и будут прямо на деле обучаться студенты. Обучение будет бесплатным, поскольку студент будет прямо при месте обучения и работать. Так решится и проблема занятости, и проблема прикладных знаний. Кто лучше всего может научить, как строить дом, если не строитель? Уж точно не профессор университета.

Во-вторых, теоретические знания будут по-прежнему получаться в университете, но теперь университет будет принадлежать преподавателям, владельцам знания, а не менеджерам. Профессора сами будут назначать дисциплины, выстраивать курсы, создавать системы оценки успеваемости etc. Обучение в таких университетах будет бесплатным, но спонсировать учителей будет не государство или иная институция, а сами ученики. Учителя кормить и обувать будут студенты. У кого есть деньги, будут вносить деньгами. Если денег нет, чем можно. Специалист по компьютерной технике будет чинить и настраивать учительский компьютер. Плотник будет делать необходимую учителю мебель. Кому нечего вносить, внесет потом, отблагодарив учителя. Возможно даже, что обучение будет происходить по пифагоровой системе, когда первые пять лет ученики просто молчат, следующие пять лет слушают учителя, но не видят его, а последние пять лет разговаривают с ним.

Так мы вернем учителю статус и избавимся от паразитов, обескровливающих наше образование.

Ray Garraty