Очень непростой вопрос. Ответ на него зависит от того, кто высказывается по теме. Многие западные историки и публицисты считают, что с советскими солдатами-мародерами ничего не делали.
Якобы командование РККА дало полный карт-бланш: делай, что хочешь, ведь дошли же до «логова зверя», и можно, наконец-таки, отвести душу. В сети гуляет фото, где советский солдат отнимает у жителя Берлина велосипед.
Открыто, средь бела дня. Анализ изображения дает основания утверждать, что в кадре не боец РККА, а, как это было можно говорить одно время, «человек, похожий на…» советского солдата.
Наши историки, которые не придерживаются либеральных позиций, пишут, что все случаи мародерства наказывались. В 1945 году Ставка издала директиву, где было указано: с гражданскими немцами и военнопленными нужно обходиться гуманно. За нарушение такой «рекомендации» предусматривался расстрел.
Можно найти воспоминания простых фронтовиков, которые говорят, что в Берлин они пришли не грабить, а освобождать угнетенный немецкий народ, показывая, что на Востоке живут вовсе не варвары, а люди, способные сострадать и быть гуманными к проигравшим войну.
Одна медсестра, вышедшая замуж за целого полковника, вспоминала, что где-то в Берлине увидела прекрасную швейную машинку. Хотела взять себе. Но муж сказал, что чужого присваивать не надо. Ведь хозяева могут вернуться домой.
Вот этот пример – он очень показательный. То есть, в целом, конечно, РККА должна была показывать немцам в Берлине и в других городах, что советский человек – это человек гуманный. Но инстинкты брали свое. Очень хотелось поживиться – присвоить имущество жирующих немцев.
Останавливали такие вещи:
· угроза расстрела;
· чувство неловкости, что кто-то может увидеть, как русский берет себе немецкое.
Да и простому солдату имущество хранить было негде. Разве что в сапог засунуть?! Но тогда речь нужно вести о чем-то мелком. Точно, не о велосипеде.
Не все могли устоять перед соблазном. Несколько тысяч бойцов РККА было арестовано по обвинению в мародерстве. Многих показательно расстреливали. Другим давали большие лагерные сроки.
Но, есть мнение, что многие преступники избегали наказания. Не всегда директива беспрекословно выполнялась. Часто своих солдат покрывали офицеры, которые понимали, что нужно людям отвести душу, как-то ущерб от того, что пришлось испытать за годы войны: у солдата дома не осталось никого, и дом не уцелел, а он тут церемониться будет?
Поэтому, давайте честно: по-разному поступали с мародерами. Кому-то не везло – их расстреливали, а другие, наверное, спокойно отмечали разные годовщины Победы и нисколько не переживали из-за того, что творили в прошлом.
Вероятно, что такие «герои» еще живы до сих пор. Но это всё, конечно, мои размышления на тему. Хочется верить, что мародеров в РККА было меньшинство.