В особняке Кшесинской бывали самые интересные и известные люди Петербурга начала XX века: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, В. Нижинский,
Т. Карсавина, А. Павлова. Здесь устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди. Кшесинская много времени проводила в своем любимом театре, начались частые и успешные гастроли за границей,
и в свой дом она всегда с удовольствием возвращалась, чтобы отдохнуть.
В начале XX века, как пишет в своих воспоминаниях Матильда,
у нее возникла мысль построить себе новый удобный дом.
Из многих предложенных ей мест она выбрала участок на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы.
План и постройку дома Кшесинская заказала известному
в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гогену.
Сама балерина вспоминала потом:
"Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни".
Новый дом был заложен в 1906 году, а уже через год, под Рождество
1907 года, хозяйка перебралась сюда жить, несмотря на то, что еще
не все комнаты были обставлены.
Сама Кшесинская считала, что архитектор блестяще выполнил все ее желания. Внешний облик особняка отражает внутреннюю планировку здания с двумя анфиладами залов, зимним садом, хозяйственными помещениями. При наружной отделке отделки использовались разные сорта гранита, светлый облицовочный кирпич, цветная плитка, декоративные металлические детали.
Длина особняка была 50 метров, а ширина - 33 метра.
Всё было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской:
зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня
и уборная — в английском стиле и т.д.
Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа.
Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили
и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей.
В своих воспоминаниях Кшесинская писала, что во дворе дома часто "можно было увидеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика".
Был ещё "зимний сад", для которого на фасаде здания был специально спроектирован большой застекленный эркер.
Сохранились воспоминания одного из деятелей революции, занявших особняк в 1917 году, об украшавших сад громадных пальмах
и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью.
В 1909 году недалеко от Особняка было начато строительство
Соборной Мечети, но Матильда была иной веры и она попросила своего друга - Великого князя Сергея Михайловича что-то сделать.
Для этого между Особняком и мечетью, в 1913 году был начат и за 2 года построен -Дом Второго Каменноостровского товарищества устройства постоянных квартир с кирпичной оградой и скульптурами львов, который фактически решил проблему Кшесинской и закрыл собой вид на Мечеть.
23 февраля 1917 года, в субботу, за пару дней до переворота, Кшесинская давала свой последний большой прием в Петербурге на 24 человека. Через два дня ее прекрасный и поместительный дом, в котором была масса золотых изделей Фаберже, антикварных вещей и редкостей,
был полностью разграблен, а сама она вместе с сыном, его воспитателем
и двумя артистами труппы, очень преданными ей, должна была бежать из своего дома и скрываться у знакомых и друзей.
Она жила то у своей давней подруги Лилии Лихачевой, то в квартире
П. Владимирова, на Офицерской улице.
Ушла Кшесинская из дому в чем была: черное пальто и платок на голове,
в руках чемоданчик с драгоценностями, а под мышкой -любимый фокс Джиби.
Башмаки и носильные вещи ей позже украдкой принесла ее горничная
и костюмерша Людмила Румянцева, много лет преданно служившая ей,
и умершая в ее доме за границей в 1951 году.
Дом заняли солдаты автомобильного дивизиона, а на втором этаже разместились ЦК РСДРП и представительство газеты "Правда". Прибывший в Петроград из эмиграции В.И. Ленин тоже работал здесь,
и возможно, балкон, выходящий на Кронверкский проспект, стал трибуной, с которой он выступал.
После Октябрьской революции в особняке размещались различные организации.
С 1957 года здесь находится музей, который до 1991 года назвался Музеем Октябрьской революции, а сейчас носит название Музея политической истории России, который является, на мой взгляд,
одним из лучших музеев Санкт-Петербурга по своей экспозиции, материалам выставок и оснащенности.