За минувший год количество интернет-пользователей в России выросло на 6 миллионов человек. Общее число граждан, использующих доступ в сеть, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций достигло отметки близкой к 97 миллионам.
Интересно, что рост сетевой аудитории происходит в основном за счет старшего поколения, поскольку проникновение интернета среди молодежи и людей среднего возраста близко к предельным значениям. Объясняется это тем, что пользователи стареют, но при этом сохраняют свою привычку получать информацию в онлайн-пространстве.
Около половины россиян в возрасте старше 55 лет воспринимает интернет как привычный атрибут жизни, при этом более трети граждан этой категории являются активными интернет-пользователями и используют сеть для поиска информации, просмотра видео и онлайн-покупок.
Такая степень присутствия опровергает распространенное заблуждение о бессмысленности рекламных кампаний в интернете, нацеленных на людей предпенсионного возраста и старше.
Подобные выводы содержатся во многих исследованиях, выясняющих потребительское поведение людей этой категории.
Среди последних можно отметить, например, совместное исследование среди возрастного населения России, которое проводилось Google и Euromonitor International – компанией с международным охватом, изучающей глобальные рынки, экономику и поведение потребителей.
Помимо этого, Росстат недавно представил несколько интересных фактов на основе опроса людей старших возрастов.
Также интересный анализ общей сетевой аудитории в России среди населения 16+ был представлен на Всероссийском омнибусе GfK в конце 2019 года. GfK Group – немецкая исследовательская компания, реализующая все виды социологических и маркетинговых исследований. В нашей стране представлена дочерней компанией GfK-Русь.
В статье мы собрали и представляем вашему вниманию наиболее любопытные цифры из вышеперечисленных исследований.
Что пенсионеры делают в интернете?
Интернету все возрасты покорны. Google и Euromonitor International выявили, что 93% от всех пользователей старше 50 лет обращаются во всемирную сеть более двух раз в день, причем 43% из них проводят в виртуальном пространстве свыше четырех часов в день.
Немного отличаются от Google данные Росстата, который сообщает о том, что ровно половина людей старшего поколения являются активными юзерами.
Самые распространенные цели использования интернета:
- Поиск различной информации и просмотр новостей является основным интересом, им занимается 87% от численности населения в возрасте 55 лет и старше, использующего интернет. 49% из этого числа сообщили, что часто интересуются вопросами о здоровье;
- Общение в социальных сетях интересно 57%. К примеру, пользователей «Вконтакте» в возрасте от 45 до 64 лет, по данным самой соцсети, уже почти в 2 раза больше, чем молодых людей от 18 до 24 лет;
- Мессенджеры для звонков и видеосвязи освоили 46%;
- Заказ товаров или услуг онлайн совершают всего 10%. Однако поиском информации о товарах и услугах занимается 45%;
- Оплата госуслуг производится 23%. В большей степени востребованы услуги, которые связаны со здравоохранением и медициной 35%, оплатой налогов 17% и коммунальными услугами 14%.
Что и как покупает в интернете старшее поколение
К наиболее популярным категориям товаров и услуг, приобретаемым старшим поколением в интернете, относятся:
- финансовые операции, в том числе банковские услуги, денежные переводы, услуги страхования и операции с ценными бумагами – 46%,
- приобретение одежды и обуви – 36%,
- покупка предметов домашнего обихода – 26%
Большая часть, а именно 53%, предпочитают оплачивать покупки при доставке. 73% респондентов производят оплату своих покупок при помощи банковских карт.
Люди старше 50 обычно внимательно анализируют качество товаров и услуг. Перед совершением покупки 83% обращаются к отзывам о продукте. Для 46% реклама с участием знаменитостей представляется более надежной.
30% опрошенных утверждают, что цена для них важнее бренда. Тем не менее 23% готовы платить немного больше, если уверены в качестве. 16% высказались о том, что имеют предпочтения в отношении определенных брендов.
В социальных сетях с представителями компаний при покупках общается только 10% от совершающих покупки в сети, и лишь 21% из них оставляют впоследствии отзывы.
Какие устройства используют?
Известно, что качественным сдвигом последнего времени является стремительный рост аудитории пользователей «mobile only», то есть тех пользователей, которые для доступа в интернет используют только мобильный доступ. С 2018 по 2019 год этот сегмент вырос почти вдвое и на сегодня составляет 35%.
Таким образом, рост сегмента «mobile only» меняет все лицо интернета. Уже в обозримом будущем интернет, вероятно, станет прежде всего мобильным и лишь потом десктопным. Это повлечет за собой существенное изменение приоритетов в развитии digital-продуктов, коммуникаций, рекламы.
До некоторой степени это переориентирование затормозит рост возрастной аудитории, которая с гаджетами дружит хуже. Тем не менее мобильные приложения становятся все проще и понятнее, а телефоны с мобильным доступом имеют уже 74% респондентов из категории 50+ и 9% из них используют для выхода в интернет только. Все остальные предпочитают ноутбуки и стационарные ПК.
Самые популярные сервисы
Среди самых востребованных сервисов, где возрастные юзеры совершают покупки, находятся:
- Avito. Эту площадку знают и используют для размещения или поиска товаров 76% респондентов;
- Ozon.ru. Один из крупнейших российских интернет-магазинов интересен для 62%;
- AliExpress. Посылки из-за границы посредством китайского гиганта приходили домой 61%.
О компьютерных навыках возрастной аудитории
Компьютерная грамотность представителей старшего поколения находится на невысоком уровне. К самым распространенным навыкам среди старшего поколения относятся:
- работа с текстовым редактором – 43%;
- работа с электронной почтой – 37%;
- копирование и перемещение файлов – 30%;
- передача файлов между устройствами – 25%.
Положительные ответы на вопросы о наличии знаний, необходимых для переустановки операционной системы, опыта изменения настроек в программах, а также опыта использования каких-либо языков программирования, среди респондентов старше 55 лет звучали крайне редко.
Заключение
Рассмотренные нами результаты исследований возрастной сетевой аудитории подтверждают мнение о том, что интернет сегодня является средством массовой коммуникации, которое используют абсолютно все.
Интернет-маркетологи редко обращают внимание на старшее поколение, за исключением, пожалуй, случаев, когда работают с фармацевтическими брендами. Но, как выясняется, у брендов из других категорий тоже есть основания обратить внимание на эту возрастную группу. Кстати говоря, стоимость контакта с ними будет ниже, чем с молодыми людьми. Словом, бизнесу не стоит сбрасывать со счетов категорию 50+: возможно, именно эти люди – ваша целевая аудитория, на которую можно и нужно рекламироваться.