Энтузиасты автомобильной истории знают, что с началом Великой Отечественной войны все работы по опытным «Пигмеям» были свернуты в пользу полноприводных армейских машин ГАЗ-64, о которых написаны сотни книг и тысячи публикаций. Однако, малоизвестно, что, помимо своих прямых «служебных» обязанностей, эти хрупкие сооружения смогли вывести Советский Союз в мировые лидеры в области военных джипов.
ГАЗ-64 (1941–1943 гг.)
Официально эта базовая многоцелевая командирская машина имела обозначение ГАЗ-64-416, где три последние цифры указывали тип кузова. Её основой являлось укороченное шасси ГАЗ-61 с 50-сильным двигателем от грузовика ГАЗ-ММ, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, радиатором уменьшенной высоты и новой передней подвеской на четверть-эллиптических рессорах.
Бронеавтомобили БА-64 на шасси ГАЗ-64
С появлением принципиально нового армейского вездехода ГАЗ-64 в июле 1941 года под руководством Грачёва началась разработка целого семейства компактных пулеметных бронемашин БА-64. Они обладали более надёжной броневой защитой, высокой мобильностью, достаточной проходимостью и применялись для разведки, боевого управления, патрульной службы и охраны объектов. Поначалу изготовлением бронекорпусов и башен занимался Выксунский завод ДРО, впоследствии их сборку перевели на ГАЗ.
ГАЗ-67 (1943–1946 гг.)
Полученная по наследству от США врожденная неустойчивость автомобилей ГАЗ-64 привела к созданию модернизированного и более мощного варианта ГАЗ-67 конструкции инженера Г. М. Вассермана, где были исправлены многие недостатки предшественника. Его проектирование началось в середине февраля 1943 года, и летом на свет появились опытные расширенные образцы. 23 сентября, после ликвидации последствий разрушительной бомбардировки Горьковского автозавода, новый более широкий ГАЗ-67 встал на конвейер.