Найти в Дзене
Я живу в Голландии

Евреи города Мокум

Не знаете, где этот город? Все просто, так называется Амстердам на идиш. Местная община насчитывает уже почти 400 лет истории непрерывного существования, а в Нидерландах евреи живут более 500 лет. События начались в том же году, что Колумб открыл Америку. Первая волна переселенцев. Сефарды. В 1492 году Фердинанд и Изабелла, добрые католические короли Кастилии и Арагона, окончательно решили, что в их землях будет рай земной, но лишь для христиан. Всем иноверцам было предложено принять истинную веру, либо покинуть эти земли в срок 4 месяца. Имущество и немалые ценности поступили в бюджет королевства, что позволило спонсировать экспедицию Колумба. Тогда же появилась инквизиция - высший суд в вопросах веры. Но речь не об этом. Часть евреев-сефардов переселилась в Португалию (там вскоре повторилась та же история), а также в северную Африку и Османскую Империю, другая часть отправилась на север. Оставшимся же крещеным евреям, называвшимся маранами, принятие католицизма давало право на сохра

Не знаете, где этот город? Все просто, так называется Амстердам на идиш. Местная община насчитывает уже почти 400 лет истории непрерывного существования, а в Нидерландах евреи живут более 500 лет. События начались в том же году, что Колумб открыл Америку.

Первая волна переселенцев. Сефарды.

В 1492 году Фердинанд и Изабелла, добрые католические короли Кастилии и Арагона, окончательно решили, что в их землях будет рай земной, но лишь для христиан. Всем иноверцам было предложено принять истинную веру, либо покинуть эти земли в срок 4 месяца. Имущество и немалые ценности поступили в бюджет королевства, что позволило спонсировать экспедицию Колумба. Тогда же появилась инквизиция - высший суд в вопросах веры. Но речь не об этом.

Часть евреев-сефардов переселилась в Португалию (там вскоре повторилась та же история), а также в северную Африку и Османскую Империю, другая часть отправилась на север. Оставшимся же крещеным евреям, называвшимся маранами, принятие католицизма давало право на сохранение имущества и бизнеса, но даже через 100 лет они продолжали тайно исповедовать иудаизм, давали детям как еврейские, имена, так и испанские или португальские крещеные имена.

Например, идальго Херонимо Нуньес да Коста получил образование в Гейдельбергском университете и стал посланником Португальской короны в Амстердаме в возрасте 25 лет. Этот человек памятен тем, что в 1671 году его семейство почти полностью спонсировало постройку португальской синагоги (Эсноги) в Амстердаме, которая действует до сих пор и расположена по адресу Mr. Visserplein 3. Его тайное имя было Моисей Куриэль. В своем доме в Амстердаме он не раз принимал правителя Нидерландов.

Интерьер Эсноги. Фото https://jck.nl/
Интерьер Эсноги. Фото https://jck.nl/

Итак, первые еврейские поселенцы в Амстердаме нашли новую родину в Республике Семи Северных Провинций Нидерландов в конце 16 века, когда там объявили независимость от Испании. Многие из них были богатыми и влиятельными людьми - купцами и банкирами, с налаженными экономическими связями со всей Европой и востоком. Они сразу же стали спонсорами Независимых Провинций и Оранского дома, можно сказать, купили право на жительство для своей общины. Но сотрудничество было на пользу обеим сторонам - Нидерланды стояли на пороге своего величайшего "золотого века".

И хотя формально существовала свобода вероисповедания, лицензию на религиозные собрания сефарды получили лишь в 1603 году. Ввиду того, что большая часть конгрегации разговаривала по-португальски, молитвы читались именно на этом языке. Интересно, что сейчас часть молитвы за мир голландского королевского дома читается по-португальски - в память о тех днях.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Рассказывая о сефардской общине, нельзя не вспомнить о Бенедиту де Эспиноза (тайное имя Барух Спиноза). Выдающийся мыслитель был из Амстердамских сефардов, но за свои радикальные идеи был исключен из общины в возрасте 23 лет (1655 год). Он похоронен на христианском кладбище в Гааге, а в Амстердаме на улице Zwanenburgwal ему установлен очень интересный памятник.

фото Википедия
фото Википедия

Вторая волна переселенцев. Ашкенази.

Ашкенази пришли с востока, из Польши и Германии в середине 17 века. Они бежали от ужасов 30-летней войны, погромов Хмельницкого. В отличие от сефардов, это были по большей части бедняки, и им не давали возможности селиться в Амстердаме - это было плохо для имиджа процветающего города. Свои первые общины они организовывали в окрестных гродах, но довольно быстро нашли путь к богатству через ремесло огранки алмазов. Монополия на эту деятельность сохранялась до 1870 года.

Община ашкенази в Амстердаме образовалась благодаря покровительству и финансовой помощи от сефардов, несмотря на религиозные и культурные отличия. К концу 17 века ашкенази в городе стало вдвое больше сефардов, они построили свою синагогу напротив Эсноги. Название Амстердама Мокум означает "город" на идиш, языке ашкенази.

В 1748 году семья немецких евреев-ашкенази де Пинто сделала огромный вклад в опустевшую казну Вилема IV, когда страна воевала с Францией. Но еще через 50 лет, благодаря Французской революции произошла эмансипация евреев. Они впервые получили равные права с остальными гражаданами, например смогли участвовать в управлении городами и страной, служить в армии. Впрочем, консервативные члены общины не спешили воспользоваться новыми благами - из-за революции правитель Нидерландов и их защитник был изгнан.

Из-за эмансипации в 19 веке общины ашкенази и сефардов стали смешиваться с местными жителями, религиозные аспекты жизни постепенно теряли значимость, стали просто традициями.

К началу 20 века евреи составляли примерно 2% населения Нидерландов, больше половины их проживало в Амстердаме. В 30х годах прибыло примерно 30-35 тысяч беженцев из Германии и Австрии и еврейская община в стране достигла 153 тысяч человек. Холокост пережило менее 10% из них.

Мемориал в Утрехте. Собственное фото
Мемориал в Утрехте. Собственное фото