Не знаете, где этот город? Все просто, так называется Амстердам на идиш. Местная община насчитывает уже почти 400 лет истории непрерывного существования, а в Нидерландах евреи живут более 500 лет. События начались в том же году, что Колумб открыл Америку.
Первая волна переселенцев. Сефарды.
В 1492 году Фердинанд и Изабелла, добрые католические короли Кастилии и Арагона, окончательно решили, что в их землях будет рай земной, но лишь для христиан. Всем иноверцам было предложено принять истинную веру, либо покинуть эти земли в срок 4 месяца. Имущество и немалые ценности поступили в бюджет королевства, что позволило спонсировать экспедицию Колумба. Тогда же появилась инквизиция - высший суд в вопросах веры. Но речь не об этом.
Часть евреев-сефардов переселилась в Португалию (там вскоре повторилась та же история), а также в северную Африку и Османскую Империю, другая часть отправилась на север. Оставшимся же крещеным евреям, называвшимся маранами, принятие католицизма давало право на сохранение имущества и бизнеса, но даже через 100 лет они продолжали тайно исповедовать иудаизм, давали детям как еврейские, имена, так и испанские или португальские крещеные имена.
Например, идальго Херонимо Нуньес да Коста получил образование в Гейдельбергском университете и стал посланником Португальской короны в Амстердаме в возрасте 25 лет. Этот человек памятен тем, что в 1671 году его семейство почти полностью спонсировало постройку португальской синагоги (Эсноги) в Амстердаме, которая действует до сих пор и расположена по адресу Mr. Visserplein 3. Его тайное имя было Моисей Куриэль. В своем доме в Амстердаме он не раз принимал правителя Нидерландов.
Итак, первые еврейские поселенцы в Амстердаме нашли новую родину в Республике Семи Северных Провинций Нидерландов в конце 16 века, когда там объявили независимость от Испании. Многие из них были богатыми и влиятельными людьми - купцами и банкирами, с налаженными экономическими связями со всей Европой и востоком. Они сразу же стали спонсорами Независимых Провинций и Оранского дома, можно сказать, купили право на жительство для своей общины. Но сотрудничество было на пользу обеим сторонам - Нидерланды стояли на пороге своего величайшего "золотого века".
И хотя формально существовала свобода вероисповедания, лицензию на религиозные собрания сефарды получили лишь в 1603 году. Ввиду того, что большая часть конгрегации разговаривала по-португальски, молитвы читались именно на этом языке. Интересно, что сейчас часть молитвы за мир голландского королевского дома читается по-португальски - в память о тех днях.
Рассказывая о сефардской общине, нельзя не вспомнить о Бенедиту де Эспиноза (тайное имя Барух Спиноза). Выдающийся мыслитель был из Амстердамских сефардов, но за свои радикальные идеи был исключен из общины в возрасте 23 лет (1655 год). Он похоронен на христианском кладбище в Гааге, а в Амстердаме на улице Zwanenburgwal ему установлен очень интересный памятник.
Вторая волна переселенцев. Ашкенази.
Ашкенази пришли с востока, из Польши и Германии в середине 17 века. Они бежали от ужасов 30-летней войны, погромов Хмельницкого. В отличие от сефардов, это были по большей части бедняки, и им не давали возможности селиться в Амстердаме - это было плохо для имиджа процветающего города. Свои первые общины они организовывали в окрестных гродах, но довольно быстро нашли путь к богатству через ремесло огранки алмазов. Монополия на эту деятельность сохранялась до 1870 года.
Община ашкенази в Амстердаме образовалась благодаря покровительству и финансовой помощи от сефардов, несмотря на религиозные и культурные отличия. К концу 17 века ашкенази в городе стало вдвое больше сефардов, они построили свою синагогу напротив Эсноги. Название Амстердама Мокум означает "город" на идиш, языке ашкенази.
В 1748 году семья немецких евреев-ашкенази де Пинто сделала огромный вклад в опустевшую казну Вилема IV, когда страна воевала с Францией. Но еще через 50 лет, благодаря Французской революции произошла эмансипация евреев. Они впервые получили равные права с остальными гражаданами, например смогли участвовать в управлении городами и страной, служить в армии. Впрочем, консервативные члены общины не спешили воспользоваться новыми благами - из-за революции правитель Нидерландов и их защитник был изгнан.
Из-за эмансипации в 19 веке общины ашкенази и сефардов стали смешиваться с местными жителями, религиозные аспекты жизни постепенно теряли значимость, стали просто традициями.
К началу 20 века евреи составляли примерно 2% населения Нидерландов, больше половины их проживало в Амстердаме. В 30х годах прибыло примерно 30-35 тысяч беженцев из Германии и Австрии и еврейская община в стране достигла 153 тысяч человек. Холокост пережило менее 10% из них.