Найти в Дзене

Валентин Сильвестров. Знакомство с минимализмом

«Музыка — это пение мира о самом себе…» Путь: через авангард и постмодерн к собственной простоте звучания Валентин Васильевич Сильвестров творил вопреки: игнорированию со стороны коллег, непониманию высших чинов и СССР. Но сам на карьерные трудности реагировал спокойно: «По сравнению с тем, что испытали давние поколения, это детский лепет. Ну, выгнали из Союза композиторов... Были еще Шостакович, Хачатурян, они как-то поддержали. А когда травили их, никто не мог заступиться» Сильвестров начал знакомиться с композицией самостоятельно в 15 лет, хотя тогда не собирался связывать жизнь с музыкой — окончив школу, он поступил в Киевский инженерно-строительный институт, но через 2 года всё же бросил учёбу и поступил в Киевскую консерваторию. Закончил её в 1964 году, через 6 лет. Должен был закончить на год раньше, но комиссия отвергла его дипломную работу — 1-ю симфонию, объяснив это стилистической схожестью с работами Стравинского. В 60-е Сильвестров вступает в «Киевский авангард» — нефо
Оглавление
Валентин Сильвестров
Валентин Сильвестров

«Музыка — это пение мира о самом себе…»

Путь: через авангард и постмодерн к собственной простоте звучания

Валентин Васильевич Сильвестров творил вопреки: игнорированию со стороны коллег, непониманию высших чинов и СССР. Но сам на карьерные трудности реагировал спокойно:

«По сравнению с тем, что испытали давние поколения, это детский лепет. Ну, выгнали из Союза композиторов... Были еще Шостакович, Хачатурян, они как-то поддержали. А когда травили их, никто не мог заступиться»

Сильвестров начал знакомиться с композицией самостоятельно в 15 лет, хотя тогда не собирался связывать жизнь с музыкой — окончив школу, он поступил в Киевский инженерно-строительный институт, но через 2 года всё же бросил учёбу и поступил в Киевскую консерваторию.

Закончил её в 1964 году, через 6 лет. Должен был закончить на год раньше, но комиссия отвергла его дипломную работу — 1-ю симфонию, объяснив это стилистической схожестью с работами Стравинского.

В 60-е Сильвестров вступает в «Киевский авангард» — неформальную группу композиторов-авангардистов, которые ориентировались на современные европейские композиционные техники и стили. Группа задала новый темп всей украинской музыке и противопоставила себя курсу соцреализма. В «Киевском авангарде» Сильвестров углубленно изучал модные музыкальные приемы: алеаторику, пуантилизм, додекафонию и сонористику.

«Вы, журналисты, как что-то пришьете — потом не отцепишься. "Киевский авангард", "Московская тройка" (Денисов — Губайдулина — Шнитке)... В эту «тройку» и Пярта записали, Канчели, теперь и меня... У них "войны" продолжаются... Тогда нас ругала советская пресса, это соединяло. Пярта ко мне привела композитор Леся Дычко, он специально приехал в Киев посмотреть на своего "сокамерника". Обругивание было знаком качества...»

Первые работы Валентина Васильевича — свободный порыв, в котором сложно узнать нынешнего Сильвестрова: не было выверенного до долей секунд ритма, автоматизма и монотонности звучания. Он творил на стыке раннего романтизма и классицизма. Так были написаны «Сонатина», «Классическая соната» для фортепиано, «Музыка в старинном стиле» и другие произведения.

Приемы, изученные в «Киевском авангарде», интенсивно использовались в начале композиторской карьеры, что отразилось в «Триаде» для фортепиано, Монодии для фортепиано с оркестром и «Драме» для скрипки, фортепиано и виолончели.

После исключения из Союза композиторов СССР в 1970 году, Сильвестров постепенно уходит от авангарда в постмодернизм и говорит, что «авангард» — это ещё и умение уйти от авангарда.

Его музыкальный стиль изменился с написанием «Медитации» для виолончели и камерного оркестра: резкость в музыкальной теме сохранялась, но характерных для авангарда техник уже не было. Всё произведение состояло из переменчивых по настроению отрезков музыки. В произведении ощущалось размышление.

Симфонии Сильвестрова лучше всего показывают трансформацию его музыкального стиля: 1-я и 2-я симфонии — авангардизм, схожий со стилем Стравинского. 3-я симфония — начало перехода от авангарда к постмодернизму. 4-я и 5-я — появление нового стиля, который сам композитор называет «метафорической музыкой». В них он использует технику «ожидания» — долгий, почти бесконечный каданс, в котором нарастает напряжение от ожидания развития мелодии. Так сформировалась характерная черта композитора — простая мелодичность музыки.

Валентин Васильевич пишет музыку на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Шевченко, Баратынского и других поэтов. В этих композициях лучше всего ощущается та самая мелодичность, с помощью которой Сильвестров подчеркивает и усиливает слова. «Ласточка» на стихи Мандельштама — одно из самых красивых сочинений композитора в этой области.

Музыка Сильвестрова проста и понятна. Автор специально сделал её такой для спокойного рассуждения внутри мелодии. Отказ от авангарда привёл композитора к иному пониманию музыки, и говорить о её предназначении с помощью сложных приемов не имеет смысла. В этом вся суть творчества украинского композитора — очистить музыку от ненужной шелухи и показать её «сердцевину»: жизненный опыт и вопросы, на которые он смог найти собственный ответ.

Послушайте прямо сейчас музыку Сильвестрова