Весь рунет который день кипит от высказываний известной телеведущей на тему насилия. Хочется верить, что эта ситуация обернется на пользу нашему обществу. А сейчас поговорим, есть ли такая проблема в Португалии.
ЕСТЬ. И она огромная.
Если немного углубиться в историю, то мы увидим, что положение женщин в Португалии не особо отличалось от женщин в наших краях: аграрная страна, пашущие наравне с мужчинами женщины, при этом в три смены, ведь домашние обязанности в виде готовки, уборки и воспитания детей к мужчинам не относились. Даже в зажиточных семьях женщины сидели в своих комнатах, окруженные служанками и собачками ибо на улице им делать было нечего: неприлично. Вы подумаете, это все происходило в средневековье? Но нет, и в 1933 году в тогдашней конституции была пятая статья, в которой говорилось о равенстве всех перед законом с той оговоркой, что это равенство не относится к женщинам из-за обусловленных природой и семейным благом отличий))
Португалия не участвовала во Второй мировой войне (арабская кровь не водичка, ребята предпочли на войне нажиться и, объявив нейтралитет, продолжали свое выгодное сотрудничество и с Англией, и с Германией), в это время страной управлял Салазар - крайне набожный человек. Это с его подачи в 1940 году был снова введен запрет на разводы тех, кто венчался в церкви. Да и тем, кто не венчался, тоже развод усложняли. Плохо тебе в браке? Терпи.
Перед войной в страну хлынул поток женщин, бежавших от режимов. Это были прогрессивные дамы, которые имели наглость курить и носить открытые купальники. Так что с дурным влиянием Салазар тоже разобрался, приняв соответствующие законы. Вплоть до 1975 года образ жизни и выбор женщин контролировались и регламентировались мужским правительством.
Но, как не крути, а начало было положено и Революция гвоздик наконец принесла в страну равенство ВСЕХ перед законом. Понятно, что все случилось не сразу и продолжается по сегодняшний день, ведь это поколение их бабушек и мам, а такие вещи в одночасье не меняются. Но индекс гендерного равенства Португалии растет: на 2019 год уже 16 место среди стран ЕС (первое место у Швеции).
Что касается насилия, то тема животрепещущая и острая. Вот цитата из статьи на Евроньюс прошлого года:
"Подавляющее большинство пострадавших - женщины. Это связано с несколькими причинами: во-первых, общество по-прежнему неодинаково видит роль мужчин и женщин, и мы не устаём указывать на это; а во -вторых, правосудие в Португалии не воспринимает всерьез домашнее насилие, обесценивает его значимость, считает мелким преступлением, часто пытаясь объяснить действия агрессора поведением самих жертв"
Ничего не напоминает?
Это явление не имеет национальности и даже каких-то особенностей не имеет. Бьют и жестоко, и постоянно, и перед детьми, бьют морально. Различаются только последствия.
За все время я ни разу не видела и не слышала ни драк, ни жертв побоев. Но в нашем доме до моего приезда жила семья: муж, жена и четверо детей. Не местные, приезжие, но не мигранты, то ли с севера, то ли с островов. Он выпивал, периодически ее покалачивал, она кричала, соседи вызывали полицию, а потом она стояла с разбитым носом и говорила, что упала с лестницы. Когда удавалось, успевала выпрыгнуть в окно, благо первый этаж. Так продолжалось два года, а потом они переехали. Вместе конечно.
И здесь мы подходим к последствиям.
Жертвы насилия действительно имеют право выбора, которого, к большому сожалению, не имеют женщины во многих странах мира: остаться с таким партнером (мазохизм это ведь не только о сексуальных отклонениях) либо уйти, получив правовую и материальную поддержку.
В нашем районе есть дом, достаточно большой, куда могут приехать переждать тяжелый период женщины с детьми. Живут они там сколько понадобится, но, как правило, не больше полугода. Этого достаточно, чтобы человек восстановился психологически, нашел работу (с этим помогают) и смог дальше продолжать обычную жизнь. В домах работают психологи, это не стыдно, здесь это норма. Ведь, находясь в нездоровых отношениях, человек заболевает, у него меняется гормональный фон, появляется зависимость от гормонов стресса, и жить по-другому он уже не умеет. Его нужно восстановить иначе следующие отношения будут такими же. Юристы помогают развестись и получить защиту от абьюзера.
Это я удивилась, почему дом стоит на окраине, ведь больные на голову разозленные бывшие могут приехать, выследить и избить до смерти. На что мне было сказано, что как раз юристы и помогают добиться предписания для бывших не приближаться к жертвам.
И если у нас тоже уже появились такие дома, то с правами дело обстоит намного сложнее. А ведь это самое главное: уверенность человека, что его уход не сделает еще хуже ни ему, ни детям, что его защитят, что он будет в безопасности.
Кстати, обратите внимание, что в Португалии есть и процент мужчин, страдающих от домашнего насилия и не стыдящихся обращаться в органы. И это правильно. У всех должно быть одинаковое право на защиту.
Хорошо, что мы все больше говорим об этом. Быть битым это не сама виновата и стыдиться должен бьющий. Пусть это станет аксиомой для всех.