Победа в мае 45-го, вряд ли состоялся бы, если бы Красная, а позже – Советская Армия не была экипирована той передовой и такой нужной для Победы техникой, без которой был бы немыслим подвиг советских воинов – танкистов, летчиков, артиллеристов. Об этом мы расскажем в этом материале. Итак, начнем.
Штурмовик Ил-2
Штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Это самый массовый боевой самолет в истории Второй мировой – было выпущено более 36 тысяч штук Ил-2. За характерную форму фюзеляжа в Красной армии Ил-2 получил прозвище «горбатый». Сами конструкторы называли машину «летающим танком», немецкие пилоты за живучесть и недостаточную маневренность – «бетонным самолетом» или «цементным бомбардировщком», а у вражеской пехоты самолет получил аж несколько почетных прозвищ: «мясник», «мясорубка», «железный Густав» и «чума» (schwarzer Tod, если переводить дословно – «черная смерть»). Летчики Красной Армии ценили машину за маневренность, устойчивость в полете и невероятную живучесть. «Самолет для этой войны был хороший и нужный. Да, пикировать он не мог, но за счет работы на малой высоте был очень эффективным. Настоящего бомбардировочного прицела не было, но мне кажется, он и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! Самое точное оружие штурмовика – это очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось летать и с 37-миллиметровыми пушками НС-37, но, правда, когда из них стреляешь, самолет останавливается – очень сильная отдача. Мощное, конечно, оружие», – вспоминал Герой Советского Союза, летчик Валентин Григорьевич Аверьянов. А вот механик и воздушный стрелок Валентин Владимирович Усов отзывался о штурмовике Ил-2 так: «На то время это был единственный самолет, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колеса позволяли сажать машину на живот. Повреждения можно было исправить в полевых условиях».