На протяжении истории из книг Кастанеды, дон Хуан, одно так сказать из самых действующих лиц в этих самых книгах, периодически одергивал Карлоса, мол не индульгируй. Там же, приводилось расшифровка этого понятия, индульгировать, значит потакать себе, потакать образу себя.
Потакать, например, в чувстве собственной важности или в чувстве жалости к себе.
Разберем подробнее , как это происходит.
В обычном состоянии сознания, мы не взаимодействуем с миром напрямую. В этом состоянии львиная доля нашего восприятия посвящена воображению. То есть, мы примерно, воспринимаем окружающий нас мир, процентов на 10-40 и процентов на 60-90 воспринимаем что то воображаемое. Мы имеем, какую то картинку, которую удерживаем в своей голове. Это наши представления о мире. Например, что земля крутится вокруг солнца. Может она и на самом деле крутится, но мы не наблюдаем это, а представляем себе это. Это часть нашего представления о мире. Раньше вот, например, представляли землю плоской, даже слонов, китов и черепах представляли под ней. Сейчас вот ее круглой принято представлять, крутящейся вокруг солнца. В этом обычном состоянии сознания, мы непрерывно чувствуем некую тягу, своего рода давление, побуждающее нас представлять себе разное. Получил образование, представляешь себе одно, прочел одну книгу начал представлять себе другое, прочел другую книгу, какую ни будь эзотерическую, начал представлять себе все иначе. Так устроено это обычное состояние сознания, чтобы, с чем-либо взаимодействовать в нем, это надо себе представить. Чем сложнее представление, тем сложнее взаимодействие. И так дело обстоит не только с внешними по отношению к нам объектами. В этом странном состоянии сознания, мы даже себя себе представляем. Сделал что-то хорошее, полезное представляешь себе себя хорошим человеком. Сделал что-то плохое, представляешь себе себя злодеем. Это кстати лучше на других людях видно, они постоянно, что то делают, что оценивается нами как хорошее или плохое, вредное или полезное. И в соответствии с этим мы себе постоянно представляем их, как хороших людей, или как злодеев. Мол, вот сволочь, так вот нехорошо поступил по отношению к кому либо, особенно ко мне. Идентично мы представляем себе себя. И этот образ он динамичен, мы постоянно вносим в него коррективы, сделал что-то хорошее, классно получилось, в особенности, если для других людей, и в соответствии с этим, начал чувствовать собственную важность. Чем больше хорошего сделал, чем больше раз получилось, тем более важным ты себе себя представляешь. И далее, реагируя на это чувство, ты ждешь признания этого своего раздутого важностью образа воображения, другими людьми. Их действий и поступков, по отношению к тебе, в соответствии с этим образом. Мол если ты важен, а ты важен, ты же много хорошего сделал или даже до сих пор делаешь, значит они должны тебя уважать, должны быть благодарными, и дураком называть тебя не должны, и уж тем более не должны над тобой смеяться. Любое непринятие твоего образа себя, несогласие с его, то есть с твоей важностью, воспринимается негативно. Вызывает гнев, раздражение, злость, обиду. С чего кстати и начинается крестовый поход против чувства собственной важности. Человек начинает замечать, что он реагирует слишком завышено и негативно, часто разрушительно для своей нервной системы, или даже для своего имущества. А тут, как назло, Кастанеда со своими книжками, в которых уж очень убедительно написано, что все это из-за чувства собственной важности, что оно невыгодное и энергозатратное. И приходит человек, опять же к представлению, что чувствовать собственную важность западло. И начинает себя всячески унижать, опять же в своем воображении, что внешне может выражаться даже в виде странного и причудливого поведения. Одни например в бомжей переодеваются и бегают мелочь клянчат на вокзалах. Другие достают окружающих людей, своей душевной простотой, на грубость нарываются, и нарвавшись таки, тужатся и пыжатся стараясь не реагировать, после чего погружаются в сладкие мысли о том какой же я молодец, победил в этот раз свое чувство собственной важности, на меня тут кричали, а я, вот истинный последователь Кастанеды, вообще не отреагировал, настоящий воин.
Здесь мы и подходим к пониманию того что такое индульгирование. Индульгирование это представление себя кем то, и далее потакание этому образу. Индульгировать значит, реагировать на соответствие или несоответствие этого образа, твоим поступкам, действиям, действиям и поступкам по отношению к тебе других людей, разным ситуациям. Индульгировать, значит углубляться, в свое воображение, в бесконечных стачках, на тему имеешь ли ты право себя таким вот воображать, или не имеешь. Причем абсолютно не важно, кем ты себя себе представляешь, эгоистом, наполеоном, знаком зодиака, женой или мужем, религиозным человеком или даже воином.
Индульгирование не есть что-то сложное, это всего лишь следствие определенного, обычного, состояния сознания. Пока ты находишься в нем, ты чувствуешь давление, избежать выражения которого ты не можешь. Выражается же оно, в представлении, в стремлении все себе представлять, и далее всячески загонять, реагируя на это. То что ты себе представляешь, это всегда кривое, искаженное отражение того что есть на самом деле. То что ты себе представляешь всегда противоречит реальности. Что создает конфликт, непрерывное страдание, которое является частью другого явления, обозначенного словом рефлексия.
Преодолеть индульгирование довольно таки просто на самом деле. Все что нужно, это опыт другого состояния сознания, в котором нет погруженности в воображение, и тяги себе что-то постоянно представлять. Говоря не индульгируй, дон Хуан, призывал Карлоса не возвращаться в обычное состояние сознания, культивируя образ себя, и потакая ему. Дело в преднамеренном действии, можно даже сказать в хорошо изученном, знакомом, шаблонном, доведенном до автоматизма действии. Которое, ты делаешь по привычке.
Это можно рассмотреть на примере практики. К примеру, возьмем цигун.
Любая практика это практика сдвига в другое состояние сознания. Все действия в этой практике, направлены на взаимодействие с иным восприятием. С восприятием доступным тебе в другом состоянии сознания. Взаимодействуя с этим восприятием через действие, ты постепенно сдвигаешься в другое состояние сознания, в котором воспринимаешь все иначе.
В цигун, это восприятие движение ци, некой магнитной энергии, непрерывно текущей по телу. Цигун это восприятие этой энергии, управление этой энергией, ее движением по телу.
Как только ты собираешь все свое внимание в этом действии, ты сдвигаешься в другое состояние сознания. В котором, кстати, нет воображения. Вместо него в нем есть нечто иное, что и описывается как движение ци.
Практикуя, преднамеренное действие, активное восприятия взаимодействия с ци – ты сдвигаешься в другое состояние сознания, назовем его состоянием сознания цигун.
Представляя себе себя, великим мастером цигун, великим воином, ну или еще кем либо, даже просто собой обычным, ты так же выполняешь преднамеренное действие, сдвигающее тебя в определенное, обычное состояние сознания. Что и называл дон Хуан, индульгированием.
По сути происходило следующее. Дон Хуан, своими усилиями, своей практикой, знаниями, силой, помогал Кастанеде достигать разных измененных состояний сознания. И далее одергивал его, чтобы тот, по привычке, не пытался вернуться назад, в свое обычное состояние сознания, культивируя образ себя, потакая ему в своих мыслях.
Без опыта другого состояния сознания, без активного стремления сдвинутся в другое состояние сознания, без намерения закрепится в этом другом состоянии сознания, использование термина индульгирование по факту будет индульгированием. Так как в обычном состоянии сознания, чем бы ты не занимался, все есть индульгирование. Даже если ты представляешь себе себя воином преодолевающим индульгирование.
Для преодоления индульгирования нужно где либо, самостоятельно ли, или при помощи какой либо практики, или же посредством какого либо человека, места Силы, получить опыт другого состояния сознания. И далее начать культивировать его, исследуя и закрепляя действиями, то восприятие, которое тебе в этом другом состоянии сознания становится тебе доступным. Это, постепенно отучит тебя, постоянно себе себя представлять, поможет отвлечь от этого представления свое внимание, откроет для тебя мир заново, в совершенно другом свете, под другим ракурсом.