Найти тему
ПИШУЖИЗНЬ

Критик: главное - система ценностей

фото из личного архива Антона Сидоренко
фото из личного архива Антона Сидоренко

Антон Сидоренко более двадцати лет занимается профессиональной кино журналистикой и критикой, снимает документальное кино. Работал на киностудии «Беларусфильм» главным редакторам, преподавал в БГУ, любит читать, больше чем смотреть, рассказывает о своей профессиональной деятельности.

Главный редактор такой крупной студии как “Беларусьфильм” – это человек на 80% исполняющий административные функции и только на 20% творческие, функции креативного продюсера. Это общение с авторами, сценаристами, режиссерами, взаимодействие с руководством, минкультом, генеральным продюсером, отдельными студиями. Интересный, насыщенный труд. На “Беларусьфильме” главный редактор отвечает за все три направления, игровое, документальное и анимационное.

На «Беларусфильме» я получил бесценный опыт, который важнее денег, познакомился со многими людьми, с которыми не был знаком ранее лично, и если бы не работал там, с тем же Тимуром Бекмамбетовым кофе не попил бы. Это как попадаешь по ту сторону экрана как в фильме «Пурпурная Роза Каира» Вуди Аллена.

С Дарьей Жук изначально мы были знакомы виртуально, я дружу с ее мамой – очень много лет, ее мама была журналист, редактор отдела культуры в большой газете, в которую я пришел на практику, когда был студентом журфака, и она, мне все время рассказывала про свою дочь, которая учится в Америке и занимается бизнесом и финансами.

Однажды, я увидел, что Дарья Жук прислала на «Листапад» короткометражный фильм «Настоящая американка», и я ей написал «мне очень понравился ваш фильм, это кинокритик из Минска, давайте общаться», и вдруг узнал, что Дарья Жук и есть дочь Елены Владимировны. Как-то Дарья предложила, «а хочешь, почитать сценарий?», и прислала мне «Хрусталь».

Я дал контакты директора «Беларусфильма». Мало кто знает, в фильме “Хрусталь” есть доля государственного бюджета, и еще не работая в этой структуре, немного поспособствовал процессу создания картины.

Мой Отец инженер-конструктор, а мама экономист, типичные советские родители.

Я пошел в журналистику, потому что плохо знал математику. После школы я открыл справочник подготовительных курсов и увидел, что в тот год, в середине 90-х математику не надо сдавать только на несколько факультетов, в том числе – журналистики.

У меня недавно спрашивали «о чем я жалею в жизни», так вот, жалею о том, что не подружился с математикой, потому что это очень классная наука, и с помощью знаний математики можно много достичь в жизни.

фото из личного архива Антона Сидоренко
фото из личного архива Антона Сидоренко

Я преподавал студентам-газетчикам в БГУ - предмет «Освещение литературы и искусства в СМИ».

Мне не очень нравилось преподавание. Мне казалось, что вся система журфака построена как школа для каких-то недовзрослых людей, когда надо какие-то пары-уроки, люди должны на них ходить, я должен к ним ходить, я не мог регулировать учебную программу, а сейчас я думаю, что был не худшим преподавателем, и со многими своими студентами я дружу до сих пор.

Я ушел из университета 12 лет назад, мои студенты уже взрослые, состоявшиеся люди, хорошо себя чувствуют в профессии, многие разъехались по всему миру.

Студенты журфака как правило ругают журфак, говорят «там ничему не учат, там неинтересно и скучно», но когда я сейчас сталкиваюсь по работе с выпускниками некоторых других вузов, я чувствую, что мой факультет в какой то степени – элитарный. Потому что наши выпускники очень талантливые люди. Там всегда была очень хорошая питательная творческая среда, и с выпускником журфака я всегда нахожу общий язык и для меня диплом журфака БГУ - своеобразный знак качества.

Преимущество журфака в том, что, с одной стороны, там ничему не учат, а с другой и не насилуют лишними знаниями. Характер человека становится закалённым при определенном давлении извне. Современные художники жалуются, что в Академии Искусств их учат рисовать классическим образом, но если вы овладеете классическими приемами - хуже не будет, на журфаке не учат писать, снимать, там именно творческая среда, в которой вы сами учитесь и развиваетесь. Если вам интересно.

Когда я учился в конце 1990-х, мне повезло, это была эпоха свободы, когда не было жестких идеологических установок, студентов не распределяли, по районным газетам не рассылали, и люди чувствовали себя более-менее свободно.

В девяностые студенты делились на два потока, газетчиков и телевизионщиков, еще не было пиара и интернета, на третий день в первые дни занятий, сказали «приходите, и мы сделаем отбор», была учебная студия и камеры, и нужно было в камеру что-нибудь сказать, и меня не отобрали, я расстроился, а умные люди сказали «в газете ты научишься всему и сможешь потом работать на телевидении», так и получилось.

У меня был интересный опыт на телевидении, к юбилею белорусского документального кино, я сделал авторскую передачу про кинодокументалистов, придумал сценарий, ездил к авторам-режиссерам, брал интервью, таким образом, вошел в свет белорусской документалистики, познакомился в живую со всеми мастерами, которые еще остались в этом направлении. Так же, был автором и ведущим рубрики на Беларусь 3 «Архивные фильмы» об истории белорусского кино.

Через кино, я попал в историю, потому что несколько лет работал научным сотрудником в «Музеи истории белорусского кино». Пока водил экскурсии - выучил историю белорусского кино наизусть.

Была такая газета «Обозреватель», я вел там колонку, 5 лет еженедельно писал про минский прокат, сотрудничал с другими разными изданиями, и самое главное - я первый профессиональный киноблогер Беларуси – в 2003 появился мой блог «Киночтиво» на сайте Кинопарк, где я написал почти 500 рецензий на фильмы и получал за это деньги, блог существовал до 2017 года.

фото из личного архива Антона Сидоренко
фото из личного архива Антона Сидоренко

Я в кинокритике более 20 лет и многих авторов и режиссёров знаю лично и знаю, что от них ожидать, и многим предлагал какие-то проекты сам.

Кинокритик - видит только верхушку айсберга, а айсберг на 90% скрыт под водой, и кинопроцесс, я изучил изнутри с позиции руководителя только благодаря работы на «Беларусфильме».

Киностудия – это не завод, не кинофабрика, самое главное в кино – люди, если приходят хорошие интересные люди, то они могут работать под любой вывеской.

Работа в кино - коллективная, там каждый человек вносит какую-то лепту, никто не может сказать, что только благодаря ему этот фильм состоялся. Я рад, что помогал делать многие проекты.

Если будут интересные проекты – «Беларусьфильм» будет жив, а если это будет просто помещение, которое будет сдаваться в аренду, то не уверен.

В Беларуси есть люди, которые называют себя продюсерами, их очень мало, они контролируют какие-то финансовые потоки, но как Роднянский, Сельянов, Цекало, Стюарт, те, кто делает серьезное кино в России, таких у нас пока нет.

Продюсер - это же не просто директор с деньгами, это человек который решает финансовые и творческие вопросы.

Преимущество газетного журналиста – текст, его всегда можно исправить, а видео интервью уже не переснять.

У текста есть преимущество – он экономит время. Для того что бы усвоить объём информации вам достаточно пары минут чтобы прочесть текст, а видео - это линейный процесс, его нужно просмотреть до конца.

Канны – это олимпиада в мире кино!

В Беларуси есть много людей, которые борзо и интересно пишут о кино и называют себя критиками, но по факту, они являются журналистами, а критик это не просто человек, который описывает фильм и добавляет свое мнение, а тот, который имеет свою собственную систему ценностей и последовательно ее отстаивает. Газетные традиционные критики - отражают мнение читателей газеты.

Время кинокритиков уходит, потому что уходит время печатных изданий, сейчас эпоха блогеров, критик может как блогер существовать, но это уже не то, другое. Объем информации благодаря интернету увеличился во много раз и люди имеют возможности читать множество блогов, а раньше люди следили за публикациями одного-двух критиков. Исчезают профессиональные критики, потому что журналы-газеты закрывают. И люди пишут в интернет, но это не классическая критика.

Бедкамедиант мне не нравится, это не критика, с таким же успехом можно прикалываться над спортивными матчами, и ржать над ними. Чувак просто стебется над фильмами, не очень разбираясь в них, очень многие его вещи не компетентны, и это не особенно остроумно. В любом видеоблоге для меня важно, чтобы было интеллектуальное наполнение, мне было скучно смотреть на него. Есть люди, которых помнят через годы, а если этого человека исключить из ютюба, о нем сразу забудут.

Многие сериалы я смотрю одну-две серии, мне принцип понятен и я уже знаю какое будет продолжение. Например, в «Заступниках» интересный сюжет, там не понятно, что будет в след серии, снят по реальным судебным процессам 60-х годов, там отличные актеры и атмосфера, и он снимался в Минске.

Мне нравятся смотреть современные российские сериалы, они выходят на определённый уровень. Сериалы Валерии Гай Германики были исключением, когда-то, и аналогов не было. А сейчас много рос. сериалов идет, последний мне понравился «Эпидемия».

Настоящие искусство предвосхищает жизнь, «Эпидемия» коррелирует с тем, что сейчас происходит, надеюсь не до конца.

Соррентино в «Молодой папа», «Новый папа» уходит в маньеризм, у меня нет столько жизни, что бы потратить время на сериал, он один из моих любимых режиссёров, он снимает в своей эстетике, но этот сериал я посмотреть не смог.

Мне нравились сериалы, «Твин Пикс», «Прослушка», он в Америке сериал номер один. Как зрителю мне нравится реализм, драма, очень люблю «Аббатство Даунтон», «Подпольная Империя», «Больница Никербокера».

Для съемок кино сейчас препятствий нет. Есть московский режиссёр Владимир Козлов, он снимает микро бюджетное кино, он не ждет пока появится, какой-то продюсер, он сам ищет, ездит по фестивалям, находит деньги и снимает.

Белорусский менталитет – очень похож на протестантский. Это - скромность, трудолюбие, терпеливость, это желание выжить и приспособится к любой ситуации. Белорус всегда работает в расчете на перспективу, крестьянский менталитет, менее предприимчивый, в расчете на стабильность, мы менее инициативны, чем другие, это скорее свойство советского времени, желание слиться с группой, а по темпераменту мы похожи на скандинавские и северные народы, не зря - белорусов сравнивают с Зубром, мы всегда спокойные, не паникуем. Хуторское сознание, мы разобщены национально и на работе, индивидуализированы.

Слово Я - мы выучили, а МЫ в положительном плане не имеем. В кино это очень мешает, группа должна работать не на свой личный результат, а на общий.

Когда люди поработали на киноплощадке в России, Беларуси и в Америке, они сопоставляли, что там уровень сплоченности значительно выше, не на надо никого заставлять что-то сделать, а белорусам нужен погонщик, и мы всегда смотрим в стороны Москвы – Варшавы ...

Соцсети – это среда обитания, фб у меня всегда открыт, это возможность для общения, работы, мы постепенно перетекаем в виртуальную сферу.