Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный сайдинг и закрыли под пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличники на окнах, вот что останавливает взгляд!
Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил - "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля. Боковые части наличника называли «полотенцами».
Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.